Публикация презентации на тему: "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО" |
Логопедия | |||
Автор: Борисова Юлия Юрьевна | |||
06.07.2016 10:03 | |||
Публикация презентации на тему: "Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС ДО" Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно — речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка. Успешность школьного обучения зависит от организованной познавательно — речевой деятельности детей. Актуальность В настоящее время познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста ложится на плечи дошкольных учреждений, т. к. в домашних условиях родители редко используют художественную литературу, проводят обсуждения по прочитанному материалу и не уделяют достаточно времени на формирование познавательно — речевого развития детей. Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:
По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что у 6 детей имеются нарушения звукопроизношения сонорных звуков, у 2 детей нарушенные звуки находятся на этапе автоматизации, подвижность органов артикуляции у большинства слабая, фонематические процессы у 7 детей недостаточно развиты, а у 1ребенка — несформированны. Имеются грубые нарушения слоговой структуры слова у 4 детей, у большинства средний уровень словарного запаса. Глагольная лексика отстает от нормы. Видо — родовые и синонимо-антонимические категории не достаточно сформированы. Лексико – грамматический строй речи имеет следующие нарушения: дети путают мужской и женский род, а также их окончания, не умеют образовывать относительные, притяжательные прилагательные, 4 ребенка затрудняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы имен существительных; дети затрудняются согласовывать числительные с именем существительным, образовывать существительные единственного и множественного числа, не знают и не употребляют сложные предлоги. Связная речь развита недостаточно. Рассказ по картине и серии картин составляют не связно, не последовательно, фразы короткие. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Пересказ текста с помощью. Пространственные и временные представления формируются. Общая и мелкая моторика развита слабо. Дети знают буквы и умеют их сливать в слоги. Исходя из этого, были определены цели и задачи работы с детьми группы комбинированной направленности. Цель: развитие познавательно -речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр. Задачи: Создать благоприятную языковую среду, дающую образцы грамотной речи; повышающую речевую культуру взрослых. формировать грамматические навыки через совместную деятельность взрослого с детьми и речевое общение со взрослыми и сверстниками. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. Обогащать словарный запас детей. Расширять представления о целесообразности создания человеком различных предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка. Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования Ориентация образовательного процесса должна быть направлена на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Направления взаимодействия:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – эффективный путь активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Значение дидактических игр: Развитие познавательных и умственных способностей
Развитие речи
Социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника
Структура дидактической игры: Дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат. Компоненты дидактической игры: Исполнительный, мотивационный, контрольно-оценочный Этапы проведения дидактической игры
Различие дидактических игр:
Виды дидактических игр
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников. Развивающая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Согласно ФГОС ДО
познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Организуя игры с детьми, ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать и др.) Перед игрой обсуждаем игровые задачи, правила, ход игры. На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т. п. Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить. Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам. Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, я вмешиваюсь, прихожу на помощь. Правильный подбор игр, умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других. В совместной деятельности с детьми использую игры для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей. Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх. Например, «Один, два, много», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные», «Птичка путешественница». Ребенку дается картинка, и он произносит слово. Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их. Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша. Для успешной реализации поставленных задач должны быть созданы определенные условия. С этой целью в группе был оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления — доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности. Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Развивающие игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес, способствуют развитию речи детей. Результаты работы на конец учебного года:
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
|