Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе» |
Логопедия | |||
Автор: Волковская Екатерина Александровна | |||
13.07.2016 12:34 | |||
Круглый стол «Мнемотехника как один из способов подготовки ребенка к школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 Учитель — логопед: Волковская Е.А. ст. Крыловская Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем с вами круглый стол. Такое мероприятие подразумевает запас определенных знаний. Я надеюсь, мы будем с вами работать активно и дружно. Слайд № 1 Тему сегодняшнего мероприятия Вы видите на экране.
Всем известно, что педагоги в своей практике часто видят, что дети, приходя в школу, сталкиваются с огромным потоком информации и невозможностью справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются наши дети. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому и пользоваться ими. «Сильные» или более подготовленные дети со временем справляются с этой задачей, а вот «слабые» … Сегодня мы поговорим с вами о том, как же подготовить ребенка к школе. Вы знаете, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Давайте с вами вспомним, с какими проблемами приходят к нам дети: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков культуры речи.
Слайд № 2 Наверняка для устранения этих трудностей и недостатков вы применяете в своей работе разнообразные методы и приемы. В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми нами используются инновационная технология, которой является мнемотехника. Слайд № 3 - Скажите, кто из Вас знаком или уже применяет эту технологию? Оказывается мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи – это новое направление. - Давайте подумаем, как с помощью приемов мнемотехники можно заниматься развитием речи ребенка (предложения специалистов) Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. Я, например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал. Нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу, и слышишь от него: «У! Она без картинок!!!». (Личный пример) Слайд № 4 Все наши выводы подтверждаются словами Сухомлинского: «Если учить ребенка неизвестным пяти словам, и он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то он их усвоит на лету» Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию речи ребенка. Слайд № 5 Обратите внимание на изображение следующего слайда. На нем изображена схема. - Как вы думаете, что мы можем изучить с детьми с помощью данной схемы? Это всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Как любая работа, мнемотехника включает в себя разные виды работ и строится строится от простого к сложному. - Назовите какие это виды работы? Давайте подумаем и выстроим их от простого к сложному. Слайд № 6 Конечно необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Слайд № 7 Итак, мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных методов и приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Слайд № 8 Так как мнемотехника многофункциональна, ее можно использовать на всех этапах коррекционной работы. Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении и пересказывании рассказов; разучивании стихотворений, скороговорок, потешек, коррекции звукопроизношения. А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
-Какие трудности у вас возникли в ходе работы? Вы заметили, что для изготовления этих картинок не требуется много времени и больших художественных способностей: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Слайд № 9 Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов. - Давайте, вспомним, какие этапы мы использовали в ходе работы с мнемотаблицами.
Слайд № 10 Вы знаете, что овладение данной технологией сокращает время обучения и одновременно способствует решению многих задач. - Давайте вместе с вами обобщим и подумаем каких?
Слайд № 11 Да, действительно, работа по мнемотаблицам сокращает время, решает многие задачи, а главное способствует подготовки ребенка к школе. - Давайте на основе всего прослушанного сделаем вывод, чему же мы учим детей перед школой, благодаря использованию данной технологии. Используя мнемотехнику, мы учим детей:
Таким образом, использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повысить их эффективность. Включая элементы мнемотехники в свою работу, нам удается сформировать готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс. Для тех, кто заинтересовался сегодняшней темой, и, желает использовать этот метод в своей практике, предлагаю ознакомиться с буклетом, в котором дана литература и интернет-сайты по этой теме. Слайд № 12 - А также всегда помнить всем известную фразу: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься» Слайд № 13 Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.
|