Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников
Логопедия
Автор: Алексеева Наталия Александровна   
21.09.2016 13:14

Преемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольниковПреемственность по развитию коммутативной компетенции у младших школьников и дошкольников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москва «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №415»

Методическое объединение логопедов.

Составила и провела: учитель-логопед: Алексеева Н.А 2016-2017 учебный год

Коммуникативная компетенция — это обучение на основе общения. Жизнь — это общение. А. Сент — Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения».

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что — то новое в его речевое развитие.

 

Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности.

Только через развитие речи возможно становление и совершенствование воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь — залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно — желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает

внутренней культурой, Цель заключается в том, чтобы ребёнок умело действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться — необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие ребёнка — одна из центральных задач сегодня в школе. Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

В своей работе я выделила две задачи:.

  1. необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
  2. использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции,

При решении первой задачи — исправление недостатков речевого развития — выделяю четыре направления

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • уточнение словарного запаса речи
  • выявление уровня сформированности фразовой речи
  • совершенствование речевого общения;

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

  • развитие правильного звукопроизношения (постановка звука автоматизация поставленных звуков), чему способствуют скороговорки, артикуляционная гимнастика
  • отчётливое произношение слов и фраз, чему помогают игры на занятия
  • корректировка темпов речи, где используются скороговорки
  • развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры.

Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с данным звуком», «Замени один звук на другой»;

  • достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса логопеда.

Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово — важнейшая единица языка, носитель значений, Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Работа складывается из четырёх направлений:

  1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  2. уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  3. активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слон из речь каждого ребёнка введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте
  4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда детьми, исправление ошибочных ударений, произношений,

Использую следующие приёмы работы над значением слова:

  1. Словобразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. Обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово? или Почему так назвали подосиновик?
  2. сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
  3. выяснить щначение слов по толковому словарю
  4. показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, Детали предмета, особенности внешнего вида, Характерные дествия с ним);
  5. подбор синонимов: хороший — прекрасный, большой ~ огромный;
  6. подбор антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.
  7. работа с многозначными словами: идут часы- идут дети — идёт строительство.

У младших школьников работа строится в следующем направлении: для выявления уровня сформированности фразовой речи предлагают пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить вь1сказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.

Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через: — развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми)

  • учебное общение в паре или в группе
  • установление связей между понятиями (ложка — каша, картофель — огород)
  • подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
  • выделение голосом главного.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год