Исмагилова Инна Борисовна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №30 комбинированного вида» г.Казани
Детство – это игра, игра – это детство! Для чего человеку дано детство? Известно, что жизнь его коротка и ни чего лишнего, не нужного в ней не может. Так почему же четверть нашей жизни занимает детство? Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. Особое значение детства заключается в том, что при всех своих возможностях ребенок дошкольного возраста решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. Именно для этого нужна игра, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Народные игры это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции, в них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей, они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно много соблазнов в наш современный инновационный (компьютерный) век. Вместе с тем на народные игры нужно посмотреть с точки зрения педагогики, психологии и логопедии, как средств воспитания и образования детей. Игра с детьми в народные игры - это отличный способ укрепить народный дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную среду, и самое главное обогатить словарный запас ребенка. В последние десятилетия возрастает число детей с общим недоразвитием речи, которая выражается в их поведении, коммуникативности общения между взрослыми и своими сверстниками. Поэтому в дошкольных учреждениях остро встает вопрос о коррекции речи детей дошкольного возраста. Ведь Игра – это арена детских успехов и достижений. Доступность и выразительность народных игр с точки зрения логопедии активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению об окружающем мире, развитие психических процессов. Неотъемлемой часть образовательного процесса учителя-логопеда в ДОУ, является использование народных игр в своей работе, для речевого и коррекционного развития детей. Я как учитель логопед МАДОУ № 30 города Казани использую народные игры в образовательной деятельности и в режимных моментах (на прогулке, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна). Учитель-логопед играя с детьми с речевыми нарушениями в народные игры решает следующие главные задачи: 1. Обогащение словарного запаса ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их предназначениями «лапта», «салки», «быль», «небыль», «горелки» «белая ворона» и т.д.); 2. Формирование сенсоматорной стороны речи (цвет и движение) в таких играх как «Краски», «Светофор», «Кот, кот какая сметана», татарская национальная игра «Ал киряк, гол киряк – алый нужен, белый нужен» и т.д.; 3. Развитие навыков связного высказывания (когда игра требует речевого высказывания - чистоговороки, считалки), Пример: Гори, гори ясно, чтобы не погасло Глянь на небо птички летя, Птички летят, колокольчики звенят. 4. Развитие логического мышления у ребенка (игры со счетом, игры на логику «Пятнашки», « 12 палочек», татарская национальная игра «Нас 12 девочек»); 5. Развитие просодической стороны речи (высота голоса, сила голоса, интонации «У Медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Алтын –капка», «Янгыр ли кыяш» и т.д.); 6. Развитие дыхания (дыхательная гимнастика); 7. Развитие общей моторике («Шубки, шапки, валенки», «Два мороза» и д.т.) Народная игра у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речи развивает внимательность, речь, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, что способствует их коррекции речи и успешного дальнейшего обучения в школе. В народные игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, в своих силах, в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Приобретенные навыки в народных играх в дальнейшем помогут успешно адаптироваться в социальном мире. Работая с детьми, педагогу следует помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека.
|