Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду. |
Логопедия | |||
Автор: Федяшкина Марина Михайловна | |||
19.08.2016 19:11 | |||
Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду. Все мы хотим слышать правильную чистую речь наших воспитанников. Для того, чтобы формировать правильное звукопроизношение у детей, начиная с младших групп, нам необходимо тренировать мышцы языка. Язык — это мышечный орган, который состоит из 16 мышц, покрытых слизистой оболочкой, всю его толщу пронизывают кровеносные сосуды. Когда человек спит, его язык всё равно находится в постоянном движении. Язык новорожденного ребенка расположен прямо на плоскости рта и напоминает лопатку. Но, постепенно, в процессе сосания, глотания, крика, гуления, лепета, мышцы языка начинают укрепляться.
Когда малышу вводят первый прикорм, пищу более густую, чем молоко, тогда ребенок начинает активно сглатывать, укрепляется небно-глоточное кольцо. Язык ребенка уходит в полость рта и занимает там привычное для нас физиологическое положение: край языка находится за нижними зубами, а тело языка прижимается к небу. Благодаря этому, в речи ребенка появляются первые слова, и речь начинает активно развиваться. Язык, губы, зубы, гортань, голосовые связки – создают наш артикуляционный аппарат, с помощью которого мы говорим. Центр управления речью находится в коре головного мозга в центре Брока, а за восприятие речи на слух отвечает центр Вернике. Центр Брока также управляет всеми моторными процессами: общей, мелкой моторикой, и речью. Вот почему, если у ребенка сильно нарушена речь, то, как правило, страдает и координация движений, и имеются нарушения моторики пальцев рук. Сегодня мы поговорим о тренировке мышц артикуляционного аппарата. Для этого существует артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата. Ее цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. В процессе речи происходит постоянно быстрая смена движений языка, губ, гортани. Они доведены до автоматизма, поэтому мы не фиксируем их. У детей же эти движения находятся в стадии развития, формирования, поэтому и возникают речевые нарушения. Хочу представить Вашему вниманию базовый комплекс артикуляционной гимнастики, который включает в себя статические и динамические упражнения. Статические упражнения — органы артикуляции принимают определенное положение и фиксируют его под счет. Например: упражнение «Бегемотик» — широко открыть рот и поддержать под счет до 5. Динамические упражнения подразумевают смену определенных положений губ, языка. Например: упражнение «Качели» — улыбнуться, широко открыть рот, поднимать широкий язык за верхние зубы и опускать за нижние. Этот комплекс можно проводить с детьми разного возраста, со старшими и средними дошкольниками, и с малышами. Важно помнить о том, что артикуляционная гимнастика является довольно-таки трудным видом деятельности, поэтому проводить ее лучше в форме игры, либо сопровождая каждое упражнение показом специальных картинок, чтением стихов. На начальных этапах, педагог может выбрать несколько простых упражнений, разучить их с детьми, представив их в виде сказки, истории о Язычке, который живет в домике-ротике и о приключениях, которые с ним происходят. Итак, базовый комплекс упражнений, необходимый нам, для формирования основных артикуляционных укладов для звуков с, з, ц, ш, ж, л, р. Упражнения базового комплекса: Для щёк:
Для губ:
Для языка:
Мы познакомились с базовым комплексом артикуляционной гимнастики. А теперь я хочу вам показать, как можно провести ее в игровой форме, о чем говорилось ранее.
И стал зашивать (двигаем язычок иголочкой вперед-назад). Зашил. 8. Устал и лег отдохнуть ( «Лопатка»). Давайте расслабим язычок (хлопаем по языку губами, говоря: пя-пя-пя). 9. Отдохнул и пошел пить чай вот из такой чашечки ( «Чашечка»). 10. Чай он пил с вареньем и было ему так вкусно, что он от удовольствия облизывал свою верхнюю губку ( «Вкусное варенье»). 11. Захотелось ему грибов, сел он на лошадку и поскакал в лес ( «Лошадка») 12. Остановил лошадку ТПРРУУ и увидел грибочки 13. Вот такие! ( «Грибок»). Собрал Язычок грибочки и положил их в корзинку. 14. На лошадке вернулся домой и закрыл свой домик. Я привела пример сказки, а педагог может придумать любую другую. Например, «привязать» артикуляционную гимнастику к изучаемой в саду лексической теме. Если это весна, то язычок может стать широким, как лужа ( «лопатка») и узким как сосульки на крыше ( «иголка»), он может прыгать по лужам (щелкать язычком, высоко поднимая его). Губки можно сжимать в трубочку, изображая почки на деревьях. Все, что подскажет фантазия. Также, детям очень нравится самим показывать упражнения, выбирать тех, кто делает их правильно и красиво, в качестве ведущих. Дети также любят придумывать свои сказки о приключениях Язычка. Все, это делает артикуляционную гимнастику разнообразной, интересной, неутомительной и стимулирует активность детей. Еще одним важным условием правильной речи является длительная направленная воздушная струя. Для ее формирования есть несколько эффективных упражнений. Выработка воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой. Важно вдох делать носом, а выдох ртом. Упражнения для воздушной струи.
Обращаем внимание на то, что выдох делаем носом, плечи опущены, а выдох выполняем ртом – он длительный и непрерывный. Можно петь сочетания гласных: АУ, УА, ИА, АУИ. Условия проведения артикуляционной гимнастики.
Форма проведения
Место и время проведения.
Нужны ли зеркала каждому ребенку? Я считаю, что – нет. Зеркала отвлекают внимание детей. Воспитатель — зеркало для ребенка. Дети, таким образом, научатся лучше чувствовать свой язык, губы и зубы. А также осознанно выполнять движения. Регулярное проведение артикуляционной гимнастики в условиях детского сада, начиная с младших групп, будет способствовать укреплению мышц речевого аппарата, своевременному формированию правильного звукопроизношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. А значит, значительному сокращению процента детей с нарушениями речи. Литература Крупенчук Ольга Игоревна. Воробьева Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Издательство «Литера», 2015 год.
|