Развитие речи.
Речь- основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей. В «Программе воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой для каждой группы поставлены задачи по развитию речи:
1 младшая группа Расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей руг с другом.
2 младшая группа Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.
Средняя группа Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картинке.
Старшая группа Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Подготовительная группа Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса, дополняя высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.
Направления словарной работы
1.Связанно с освоением названий предметов и объектов и их действий. Основные формы работы: - образовательные ситуации ( «Знакомство с куклой Катей», «Катя и Миша идут на праздник», «Научим Катю убирать одежду»и т. д.) - наблюдение за живыми объектами, с целью названия животного и его действий. - в процессе наблюдения за трудовыми процессами взрослых. 2.Предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены( Словарный запас пополняется прилагательными и наречиями. - образовательные ситуации: рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. 3.Предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. - образовательные ситуации, направленные на освоение видовых обобщений, занятия по формированию родовых обобщений, упражнение в классификации. 4.Предполагает освоение новых (переносных) значений известных слов. Оно связанно с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений. - при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы. Особенно с пейзажной лирикой. В каждой возрастной группе реализуется сразу три направления словарной работы: одно выступает в качестве главного; другое продолжается в форме самостоятельной познавательно-речевой деятельности детей; третье начинается в форме совместной деятельности воспитателя и детей. Развитие грамматически правильной речи. Предполагает оказание ребенку помощи в освоении морфологической стороны речи, синтаксической структуры высказываний и некоторых способов словообразования. Формирование морфологически правильной речи осуществляется в процессе подражания речи взрослых и самостоятельного конструирования грамматических форм (разные способы, но ведущее место аналогия). Синтаксической стороны в повседневном общении с ребенком и в специально создаваемых образовательных ситуациях: «размытое письмо», «Почему это случилось» и т.д.). Словообразования. Формирование звуковой культуры речи. Предполагает развитие правильного звукопроизношения, правильного словопроизношения и освоения общеречевых навыков (владение ритмом, тембром речи, силой голоса, способностью к изменению тембра; становление четкой дикции, артикуляции; развитие правильного речевого дыхания, фонематического слуха и т.д.) Младший возраст- постановка и активизация основных звуков речи. Средний возраст – правильное произношение сложных звуков(свистящие, шипящие, сонорные), развитию общеречивых навыков, имеющих важное значение для становления интонационной выразительности. Старший возраст – развитие языковой выразительности. Подготовка к обучению грамоте. Младший возраст – слуховое восприятие и воспроизведение звука. Средний возраст – дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные. Знакомство с твердыми и мягкими согласными на основе слуховой дифференциации. Так готовим фонематический слух ребенка к тонкой дифференциации звуков. Старший возраст – осваивают термины: гласный, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук др., начинается процесс обучению чтению и элементам печатного письма. Формы речевой работы с детьми. 1.Образовательная ситуация - в любое время в режиме дня - длится от3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей подгруппами в зависимости от желания детей - можно организовать несколько образовательных задач - повтор одной и той же образовательной задачи - могут быть реально-практическими и игровыми 2.Занятия 3.Ситуации общения, т.е. специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на закрепление освоенных речевых категорий.
|