«Преодоление речевых нарушений у младших дошкольников через использование логоритмических игр и упражнений на занятиях» |
Логопедия | |||
Автор: Горн Нина Ивановна | |||
01.08.2021 12:54 | |||
«Преодоление речевых нарушений у младших дошкольников через использование логоритмических игр и упражнений на занятиях» Горн Нина Ивановна, учитель – логопед МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова» У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы. Поэтому отставание в речевом развитии у старших дошкольников тревожит не только психологов, логопедов, воспитателей, но и становится проблемным для родителей и окружающих. Оказать эффективную помощь в этом вопросе могут логоритмические занятия. Что такое логоритмика и каким образом она способствует коррекции речевых нарушений? Каковы особенности логоритмических занятий с детьми 5-6 лет? Какие наиболее эффективные формы используются на занятиях логоритмикой и вне занятий, в режимных моментах?
По мнению Г.А. Волковой, логоритмика — это форма работы по преодолению речевых нарушений, в которую включаются двигательные упражнения с использованием стишков, песенок, потешек, поговорок. Р.Л. Бабушкин считает, что логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, — средствами движения, музыки и речи, это часть лечебной ритмики, основанная на взаимосвязи музыки, слова и движения детей с общим недоразвитием речи. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика). Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других занятий по: физкультуре, музыке, развитию речи. Цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:
С методической позиции это означает, что логоритмические занятия могут нести различную смысловую нагрузку, а потому их принято делить на два основных направления. Логоритмика для неречевых процессов:
Логоритмика для развития речи:
Перечисленные типы упражнений используются в разных структурных частях занятия, поскольку каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи:
Упражнения на активизацию внимания и памяти: В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами. 1. «Карлики и великаны». Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Возраст: с 5 лет Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» — встать. Упражнения на внимание: 1. «Что изменилось?» Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности Возраст: 4- 6 лет Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и поменяйте местами игрушки. Когда ребенок повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди. 1. «Добавь слово». Цель: развитее внимания и памяти Возраст: 4- 6 лет Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание. Игра «Художник». Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания. Возраст: с 5 лет. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет. Ритмические импровизации. Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются. Перемена ритма. По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. Каждому свой ритм. Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно. Пальчиковые игры: Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т. д. «По грибы» (потешка) Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик чистить стал. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
«Пальчик — мальчик» (потешка) Пальчик – мальчик, где ты был? Логопед показывает большой палец и как бы обращается к нему, затем прикасается его кончиком к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного. Упражнения на развитие мимики: Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики. “Мышки” Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет. Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу. Пантомимические этюды:
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу» Одни дети, по желанию, пантомимическим, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры логопед каждый раз спрашивает тех детей, которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки. Артикуляционные упражнения: Артикуляционная гимнастика является выработкой правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз. «Буратино» Зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек. «Большой калач» Рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек. «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение «Наказать непослушный язычок» Постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя. Артикуляционная гимнастика в стихах — часики Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так! Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Артикуляционная гимнастика в стихах — Лошадка Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у». Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы Артикуляционная гимнастика в стихах — Грибок На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб волнушка, Шляпа на макушке. Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута ( «ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки Словно белки мы без спешки, Ловко щёлкаем орешки. Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки" Упражнения на развитие фонематического восприятия: Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание. Вот примерные вопросы и задания, которые можно предложить детям разного возраста. 1. Послушать запись шумов и отгадать, что происходит: а) на улице; какая погода? (дождь, гроза, ветер и т. д.); б) какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная или милицейская машина); в) где сейчас мама: на кухне или в ванной? г) какое угощение мама готовит? (взбивает крем миксером или режет на доске овощи); д) отгадать, кто пришел (по шагам); е) рассказать, кто находится в соседней комнате (маленький ребенок, взрослый); ж) отгадать, где находится, например, Буратино: в зоопарке, на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря и т. д. з) придумать и рассказать:
Коррекция звукопроизношения: Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение. 1. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков 2. «Как Буратино за грибами ходил» Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. 3. «Пароход» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель предлагает детям отправится в путешествие на пароходе и погудеть: ы-ы-ы. А потом положить язык между зубами и слегка погудеть: л-л-л. Каждый ребенок гудит как пароход, катая зайчика, матрешку и т. д. 4. «Самолет» Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: воспитатель показывает детям рисунок самолета, который может прятаться за облака, тогда ему не видно, а только слышно. Дети имитируют гул самолета протяжно произнося звук Л. 5. «Веселый язычок» Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 6. «Футбол» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки. 7. «Самый большой мыльный пузырь» Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом. Рекомендации по проведению занятий: Логоритмикой необходимо заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще. Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки. Занятия должны приносить положительные эмоции. Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т. д.). Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться: куклы, игрушки, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубен, погремушки, мячики и т. п. Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища. Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно с взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению. Результаты: Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год. Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память. Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект. Список литературы
|