Конструкт занятия «Путешествие в страну слов» для детей подготовительной к школе группы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Золотой петушок» Ирбитского муниципального образования
Разработала учитель-логопед: Перминова Валентина Николаевна ВКК 2024 год
Конструкт занятия по развитию речи (Лексические игры и упражнения)
Группа: подготовительная к школе группа. Тема: «Путешествие в страну слов»
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие
Форма: путешествие по карте
Скачать конспект
Цель:
- развитие и совершенствование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Задачи
коррекционно-образовательные:
- обогащать и активизировать речь детей;
- совершенствовать слуховое восприятие, грамматический строй речи;
- развивать фонематический слух, звуковой анализ слов, умение строить связное высказывание
коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать межанализаторные связи, пространственные представления;
- развивать умение осуществлять самостоятельный выбор при выполнении заданий
коррекционно-воспитательные:
- создать благоприятные условия для развития коммуникативных навыков, взаимодействия воспитанников
Оборудование: буквы ориентиры, карта, карточки с заданиями, книга, мультимедийный экран, карандаши, предметы
для анализа многозначных слов, шкатулка, воздушный шарик, машинка, мальберт, мячики для физминутки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Совершенствование навыков звукового анализа, грамматического строя речи, развитие связной речи воспитанников.
Метапредметные
Развитие словесно-логического мышления, коммуникативных навыков, умения работать в парах и в коллективе.
Личностные:
Развитие умения ребёнка проявлять инициативу и самостоятельность при решении поставленных задач. Актуализация
личного опыта ребёнка для решения поставленных задач
Этапы Содержание деятельностиучителя-логопедаСодержаниедеятельностидетейПредполагаемыйрезультатВводный этапОрганизационныймоментДети под музыку входят в зал иприветствуют друг друга .Учитель-логопед:- Доброе утро ребята, я рада всех васвидеть в этом зале. Сегодня собираясь квам на занятие, окно в моей комнатераспахнулось и......-Неизвестно, что случилось?Только книжка развалиласьВсе странички кто-кудаРазбежались, ой беда.В них запутались слова.Наведём порядок?Дети стоят в кругу иприветствуют друг другаДети включаются в диалог,обсуждая предстоящуюдеятельностьГотовность детей кобщению друг с другом,со взрослыми совместнойдеятельности.Проявляют интерес кпредстоящейдеятельностиПроблемнаяситуация.Мотивация насовместнуюдеятельностьУчитель - логопед:- Ребята, как вы думаете, что нужносделать, чтобы помочь словам истраничкам книги вернуться на своиместа?- Чтобы помочь навести порядок, мыотправимся в «Страну слов». Дляпутешествия нам нужен важныйпредмет, отгадайте что это?Загадка про картуВысказывают собственноемнение. Находят выход изсложившейся ситуации.Отгадывают загадку.Умение выражать своимысли, построивсвязное высказывание.Проявление интереса.
Я ходил по разнымстранам, Плыл по рекам,океанам, По пустыне шёлотважно – На одном листебумажном. ( карта.)Вот наша карта. Давайте рассмотримеё.Учитель - логопед:- Буквы на карте помогут нам двигаться внужном направлении. Двигаться нужноначинать от буквы со звёздочкой.По периметру группы расположеныкрупные, яркие буквы.- Найдите в группе, где находится буква«К»?Ориентируются впространстве зала, используякарту.Развитиепространственнойориентировки впомещении и на листебумаги.Основной этапПутешествие встрану словБуква «К»Учитель – логопед читает стихотворение:Кот ловил мышей и крысКролик лист капустный грыз.Учитель – логопед:- Слова с каким звуком встречаются чащедругих?Учитель – логопед предлагает детямпоработать с мультимидийным экраном.- Ребята, а сейчас внимание на экран.Отрывок мультфильма «Кит и кот».Учитель – логопед:- Ребята из-за чего произошла такаяистория? Какие звуки виноваты? КакойНаходят букву «К» умультимедийного экрана.Совместная деятельность сдетьми. Придумывают словасо звуком «К».Работа с мультимедийнымэкраном.Обсуждение проблемнойситуации. Дети объясняют,Развитиефонематического слуха.Умение анализироватьпроблемную ситуацию,
звук изменился в слове?Учитель – логопед:- Как важен в слове звук. Меняется звук,меняется значение слова.-Хотите ещё поиграть с разнымисловами, превращать одно слово вдругое.Учитель - логопед предлагает задания,слова появляются на мультимедийномэкране.- Дом-Дым – Какое слово получится, еслизвук О заменить на Ы ?Лак-Лук - Какое слово получится, еслизвук А заменить на У ?Стол-Стул - Какое слово получится,если звук О заменить на У ?- Ребята, а какие эти все звуки?Вы отлично справились с заданием.Сюрпризный момент.Буква К появляется из коробочки подволшебную музыки.Учитель – логопед предлагает ребёнкуотнести страничку в книгу.что звук О изменился на звукИ.Дети отвечают, подбирают именяют звуки в словах:О на ЫА на УО на УДелают вывод, о том чтозвуки А, О, У, Ы гласные.Обобщают.Ребёнок проявляетсамостоятельность в поискестраницы книги.объяснять причинно-следственные связи.Умение подбирать иизменять звуки всловах.Умение делать выводы,опираясь на имеющиесязнания.Проявление эмоций.Проявлениесамостоятельности.
Буква «Н» Обращение к карте.Находят на карте букву «Н» и в зале.Учитель – логопед:- Предлагаю вам повторить чистоговоркисо звуком Н.На-На-На села кошка у окнаНо-Но-Но- попугай клевал пшеноНа-на-на у окна стоит сосна.- Посмотрите, какой красивыйсундучок. Интересно, что же в нёмлежит? Давайте заглянем.-Ребята, придумайте, как использоватьэти предметы необычно.- Сейчас ребята, найдите своюпару, встаньте в обруч те дети, укоторыхпредметы разные , а слово которым ихназывают, звучит одинаково.- Объясните, какие предметы обозначаетслово лист, лук, бабочка, ручка.Закрепление материала: слова, которыеобозначают два предмета или больше,называют многозначными.Сюрпризный моментБуква Н появляется из сундучка подволшебную музыку.Дети на карте находят букву«Н» и ищут её в зале.Проговаривают чётко,громко чистоговорки.Дети достают по одномупредмету и называют их.Дети предлагаютнестандартное применениепредметов.Дети объясняют значениеслов: лист книги - лист сдерева, лук овощ-лук длястрел, ручка дверная и ручкадля письма, бабочка -бант нашею - бабочка насекомое.Развитие чёткости итемпа речи.Развитие творческогомышления, решениеизобретательскойзадачи.Умение устанавливатьсловесно-логическиесвязи.Обогащение словарявоспитанников.Умение работать в паре.Формированиепредставлений омногозначности слова.Проявление эмоций.Проявлениесамостоятельности.
Буква «И» Обращение к карте.Учитель – логопед:- Смотрите карту, выбирайте путь.К какой букве пойдём?- Дети, вы любите играть? Назовите вашилюбимые игры, а для этого я вампредлагаю взять и передавать его покругу, называя свою любимую игру.Предлагается игра «Рифмы»Жил на свете добрый слон,Сочинял рассказы он.Книжки добрые писал,И друзьям их раздавал.В рифмы он любил играть,Чтоб с друзьями не скучать.Вот картина, вот...Вот ромашка, вот ...Вот мой домик, вот твой ...Вот и пушка, вот и ...Вот вам пышка, а вот ...Вот сосед, а вот ...Чтоб и нам не скучать,Будем рифмы подбирать.Самостоятельное задание:- Сейчас возьмите планшеты исоедините карандашами слова , которыезвучат похоже.- Назовите , что у вас получилось.Находят на карте букву«И» и в зале.Дети передают по кругукубик и называют своюлюбимую игру.Подбирают к словам рифму...(корзина, машина и т.д.),...(букашка, бумажка),...(томик, сомик),...(мушка, сушка, кружка),...(книжка, мышка, крышка),...(обед, кларнет, винегрет).Дети проговариваютзарифмованные слова.Соединяют картинки сословами, в которых естьрифмаАктуализация личногоопыта воспитанников.Развитиефонематического слуха.Проявление интереса крифмованию слов.Проявление интереса крифмованию слов.
Сюрпризный момент.Появляется страничка книги с букой «И»,прикреплённая на воздушном шареПроявление эмоцийудивления, радости.Физминутка смячикамиУчитель – логопед:- Ребята, мы уже долго путешествуем, япредлагаю вам отдохнуть. Звучитмузыка.В правую руку свой мячик возьми,Над головою его поднимиИ перед грудью его подержи.К левой ступне, не спеша, положи.За спину спрячь и затылка коснись.Руку смени и другим улыбнись.Правого плечика мячик коснетсяИ ненадолго за спину вернется.Игра на баланс. Держим мячик междуплечом и шеей. Катим по руке вверх,катим вниз. Катим по ногам вверх, вниз.Дети играют в игру смячиками.Соотнесение своихдействий со словамистихотворения.Развитиекинестетическихощущений.Умениеориентироваться всхеме собственноготела.Буква «Г» Обращение к карте.Учитель – логопед предлагает поиграть вигру «Я начну, а ты продолжи».га-газета, газон;гу-гусеница, губы;го-горох, город.Учитель-логопед предлагает работу скарточками.Находят на карте букву «Г»и в зале.Дети подбирают слова попервому слогу слова.Развитиефонематического слуха
-Ребята, назовите, какие действиявыполняют герои на картинках.Как вы думаете, почему я объединиладва этих слова в пару.- Вы сейчас поделитесь на пары и вашазадача найти противоположные слова:сшивать – распарывать; строить –ломать; спускаться – подниматься.- Придумайте предложение с паройпротивоположных слов по вашемувыбору. Скажите ваше предложение.Посмотрите ребята, один конверт у насотличается от других, может в нём ещёзадание, загляните.Появляется страничка книги из конверта.Дети делают вывод, чтослова противоположные.Разбиваются на пары иназывают по одной паре слови составляют предложения.Решение проблемнойситуации.Формированиепредставления опротивоположныхсловах.Развитиеграмматического строяречи.Развитие умениястроить предложение.Буква «А» Обращение к карте.Учитель – логопед:- Ребята, какие вы знаете имена на буквуА?- Сейчас мы встанем в круг. Слушайте, язагадаю любого из вас, а вы слушайтевнимательно. (Описание ребёнка)- А сейчас и мы с вами поиграем,ведущий выйдет в круг, вы получитекарточку с картинкой предмета, которуюбудете передавать друг, другу описываяпредмет, подбирая слова признаки,Находят на карте букву «А»и в зале.Дети подбирают имена набукву «А».Дети передают карточку покругу, подбираяприлагательные. После тогокак предмет угадан, детямпредлагается карточка сАктуализация знанийвоспитанников.Развитие слуховоговнимания.Умение описыватьпредметы, подбираяприлагательные.
ведущий отгадывает предмет. Предметы для описания: мяч, барабан. Появляется машинка с буквой А. новым предметом. Заключительный этап Рефлексия Учитель-логопед: - Все странички на месте, но в них нет порядка. Наведём порядок, если составим правильно слово. -Путешествие по карте закончилось, мы собрали книгу, в которой ваши работы и задания для самостоятельной работы, вы сможете поработать с ними сами, выбрав по своим интересам. Учитель-логопед: - Ребята, мы сегодня с вами совершили путешествие по карте, и нашли все рассыпавшиеся страницы книги. Расскажите, что интересного и нового вы узнали, какие задания выполняли. Что вам было трудно сделать, а что легко. Учитель-логопед дарит книгу детям. Дети расставляют буквы по порядку и составляют слово – книга. Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Развитие фонематического слуха, навыков чтения. Умение обращаться к знаниям полученным на занятии. Умение работать группой, взаимодействовать друг с другом. Развитие умения высказывать свои впечатления, делится ими. Анализировать свою деятельность. Умение строить связное высказывание
|