Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов в ДОУ.
Логопедия
Автор: Арыкова Елена Анатольевна Антонова Елена Александровна Попова Юлия Александровна   
18.12.2024 08:59

Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов в ДОУ.Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов в ДОУ.

Успешное осуществление коррекционно-педагогической работы в условиях ДОУ и группы для детей с ТНР предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Преемственность в работе логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.

Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется логопедом.

Совместную работу логопеда и воспитателя можно разделить на три этапа: организационный, основной, итоговый.

IОрганизационный. Логопед обследует речь детей, заполняет речевые карты. В это время воспитатель изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы «Воспитание и обучение детей». После проведения обследования результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы, затем составляется сетка занятий, составляется календарный план.

 

В календарном плане воспитатель фиксирует список детей по подгруппам с указанием их речевого нарушения, возраста. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий.

Совместными усилиями логопед и воспитатель формируют позитивную установку детей на участие на занятиях. Одним из условий является создание предметно-пространственной организации группового помещения, кабинета для логопедических занятий.

Итогом работы на организационном этапе взаимодействия является составление группового и индивидуальных планов работы с детьми, расписания занятий, план работы с родителями, их информирование о результатах обследования и направления коррекционно-педагогической работы.

IIОсновной этап взаимодействия логопеда и воспитателя предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию.

Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи; подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами.

Общеобразовательное направление в работе педагогов решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечивает их интеллектуальное и личностное развитие. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.

Занятия познавательного цикла (ознакомление с окружающим миром, изучение художественной литературы, сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений) создают условия для активизации и обогащения словаря, закрепления грамматических конструкций, правильного звукопроизношения. Формирование лексико-грамматического строя речи на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно. Вначале детей знакомят с изучаемым явлением, затем дети учатся с помощью образца речи педагога понимать словесные обозначения данных явлений. После этого воспитатель организует речевую практику детей с целью закрепления изучаемых явлений. Логопед с воспитателем определяют словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который детям необходимо понимать и уметь практически употреблять. Уточняются типы предложений, которые могут использоваться детьми в определённый период обучения, и уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей. На занятиях эстетического цикла (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальное воспитание) создаются условия для развития коммуникативных умений детей. Важно стимулировать и поощрять их речевую активность.

Эффективным способом для побуждения к речи является создание проблемных ситуаций. Так, если воспитатель кому-то из детей «забывает» положить клей, геометрическую форму, картинку и другое, ребёнок вынужден попросить недостающее. Кроме того, используются такие приёмы, как:

  • выполнение ребёнком поручений и просьб со стороны взрослого;
  • опосредованное общение через игрушку;
  • показ, рассматривание и называние предмета, активные действия с ним;
  • составление предложения по следам демонстрации действий, вопросам, картинке, опорным словам;
  • чёткое проговаривание каждого слова в образце и замедление темпа речи взрослого.

Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится воспитателем во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…).

В процессе игры воспитатель развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.

У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

  • привлечение внимания всех детей к данному ответу, определение его правильности или ошибочности;
  • предложение кому-то из детей исправить ошибки;
  • повторение правильного ответа хором, затем индивидуально с ребёнком, допустившим ошибку, и др.

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность воспитателя в результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку.

Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И. Тихеева и Е.А. Флерина.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР предполагает оформление речевого уголка, групповой библиотеки художественной литературы, подбор настольно-печатных игр.

Логопед с воспитателями проводят родительские собрания (не реже трёх раз в год), консультации для родителей, приглашают родителей на занятия.

На этом этапе взаимодействия логопеда и воспитателей осуществляется мониторинг, цель которого заключается в выявлении динамики и особенностей продвижения в коррекционно-педагогическом процессе всех и каждого из дошкольников группы. Мониторинг проводится в конце каждого полугодия учебного года (январь) и в конце учебного года (май). Результаты мониторинга позволяют педагогам проанализировать и внести изменения в коррекционно-педагогическое воздействие на детей, оценить работу родителей и других специалистов учреждения. Полученные данные записываются в речевые карты детей.

IIIИтоговый этап взаимодействия предполагает качественную и количественную оценку результатов совместной работы педагогов. Для этого проводится итоговая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика.

Полученные результаты общего и речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. Результаты логопедической работы с дошкольниками оцениваются специалистами данного дошкольного учреждения.

Результаты своей деятельности логопед и воспитатель сообщают на итоговом педагогическом совете, представляют данные мониторинга, намечают пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.

Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей логопедической группы (форма ведения тетради выбирается логопедом). Логопед должен регулярно заполнять данную тетрадь (не реже 1 раза в неделю).

В начале тетради указывается речевой профиль группы и тематический план проведения фронтальных занятий. Каждый понедельник указывается лексическая тема, которая будет изучаться в течение недели. На каждый день логопед планирует речевые игры и упражнения по данной теме, которые воспитатель будет проводить во время логочаса.

Кроме этого логопед даёт задания по автоматизации речевых навыков, которые он вырабатывает у детей. Это могут быть комплексы артикуляционной гимнастики, повторение слов, фраз или текстов, речевые игры, отработанные ранее с логопедом.

На один день логопед может дать задание для 2-3 подгрупп, состоящих из детей с одинаковым нарушением звукопроизношения. Воспитатели ежедневно должны вести учёт проведённой работы, в котором указывать, насколько успешно детьми усвоен материал, какие трудности встретились при выполнении заданий, с кем была проведена индивидуальная работа, кого не было и т.д.

В задания для воспитателей не должны включаться упражнения по постановке звуков. Все виды заданий по автоматизации звуков должны быть хорошо знакомы детям.

Из рабочей программы:

3. 7. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами

Схема взаимодействия специалистов

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

В заключении хочется сказать, что успех и эффективность коррекции речевого недоразвития у дошкольников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе логопеда и воспитателей логопедической группы в целостном коррекционно-развивающем процессе.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Таким образом, в результате взаимодействия и преемственности в работе логопеда и воспитателя создаются благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.

Работа с детьми, построенная таким образом, приводит к большим сдвигам в речевом и умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышается точность и выразительность. Дети начинают успешно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов).

Литература:

Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия “Учебники, учебные пособия”. – Ростов на Дону, 2002.

Серебрякова Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми. – М., 2007.

Борякова Н. Ю., Касицина М.А. коррекционно-педагогическая работа в детском саду. – М., 2005.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год