Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Тема «Преображение» |
Логопедия | |||
Автор: Марченко Наталья Валерьевна | |||
03.05.2015 21:06 | |||
Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Тема «Преображение» Выполнила: Марченко Наталья Валерьевна воспитатель логопедической группы МБДОУ №49 «Золотой петушок» г. Симферополь Республика Крым Цель: учить детей использовать метод фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Задачи:
Материал: картинки с изображением яблока, птицы, различных животных, аудиозаписи, мягкая игрушка – солнышко, цветные карандаши. Лист бумаги с контуром дерева.
Содержание образовательной деятельности. Психогимнастика «Настроение по кругу». - Доброе утро, ребята. Здравствуйте. Очень рада видеть вас, пришла к вам не одна, со мной – Солнышко. -Давайте поздороваемся с Солнышком, друг с другом, поделимся своим настроением. У меня светлое, солнечное настроение (улыбаюсь солнышку и передаю соседу слева). Дети передают настроение по кругу. У кого настроение как тучка или дождик становятся в круг. Сейчас мы поднимем вам настроение с помощью тепла солнышка, которое находиться внутри каждого из нас. Дети прикладывают руки к груди (несколько секунд), потом растирают ладошки до ощущения тепла и прикладывают к ладошкам соседа справа и слева. «Чувствуете, как тепло наполнился каждый из нас. С этим веселым и радостным настроением мы готовы к самому неожиданному и интересному» - Ребята, вы, конечно, любите и знаете много сказок. Что, них, интересного? В сказках добро всегда побеждает зло, происходят события, которых не может быть на самом деле, герои – волшебники, кто-то или что-то изменяется, превращается. Это же самое интересное. Вспомните и назовите превращения в сказках. Если дети затрудняются, привожу примеры из сказок, выставляю иллюстрации- подсказки. ( «Аленушка и братец Иванушка.», «Царевна лягушка», «Аленький цветочек», «Буратино» и др.) - Кто, во что, превращается в сказках? (Иван в козленка и наоборот, лягушка в царевну, чудовище в прекрасного юношу, деревянная кукла в живого мальчика и т.д.) - Кто может сказать, что такое превращение? (Превращение – это когда кто-то (что-то) изменяется, видоизменяется.) -Правильно, превращение – это когда кто-то или что-то, был одним, а потом стал другим, то есть видоизменился. Превращение бывают не только в сказках. - Ребята, а вы умеете превращаться? Давайте поиграем в превращение. Упражнение- пантомима. 2-3 музыкальных отрывка, дети изображают то, что у них ассоциируется с музыкой. - А теперь, я буду показывать картинку, а вы только жестами и мимикой попробуете изобразить то, что на ней изображено (2-3, на последней картинке изображено -яблоко). - Давайте расскажем о яблоке. Какое оно? (Яблоко большое, сочное, вкусное, аппетитное, так и хочется его съесть!) -Попробуем видоизменить яблоко. Придумаем какое-то фантастическое яблоко, какого никогда в жизни не видели. Помогут в этом нам картинки (воспитатель или ребенок, переворачивает картинки с изображением различных видов птиц. Выбираем птицу и подбираем слова-определения к слову «птица»). -Птица какая? (летающая, прыгающая, заботливая, плавающая, смеющаяся и др.) Давайте попробуем взять определение у птиц и отдать их яблоку. Интересно, а может быть яблоко – летающим? -Летающее яблоко – мы вместо слова «птица» подставляем слово «яблоко». Давайте представим, каким может быть летающее яблоко. (Нужны крылья, надуть, как шар, завязать веревочкой – яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, оно легкое, к нему можно приделать пропеллер, как у вертолета и т.д) -Давайте представим, каким может быть бегущее яблоко. (У яблока выросли ножки) -Давайте представим, каким может быть прыгающее яблоко. (Яблоко умеет прыгать, вместо ножек у него пружинки или длинные лапки, как у кузнечика или лягушки) - А теперь представим себе фантастический сад, в котором растут летающие, прыгающие, смеющиеся, бегающие яблоки. Надо их собрать, но как? Только притронулся к смеющемуся яблоку, а оно как захохочет! Чуть не лопнет от смеха. С летающими и прыгающими яблоками еще труднее. Хочешь сорвать его, а оно на другую ветку прыгнуло, как кузнечик, или, еще лучше улетело. Как быть? (Схватить за палочку, набросит сетку.) Фантазию детей направляю в нужное русло и как можно шире раскрываю свойства яблока и птицы. - Мы с вами представили фантастический сад, а теперь давайте превратимся в деревья нашего сада. Физкультурная минутка. «В саду» Руки подняли и покачали — это деревья в саду. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки. Воспитатель предлагает детям нарисовать фантастический сад или отдельное фантастическое яблоко. (Рисунки дети выполняют под сказочную музыку) Готовые рисунки выставляются на доске и дети кратко описывают свои работы, дают им названия. -Ребята, что вам понравилось на занятии? Что интересного было? Правильно ребята, мы превращались сами, превращали предметы и фантазировали. И надеюсь вам это никогда не надоест!
|