Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звук «Щ» и буква «Щ» |
Логопедия | |||
Автор: Арзамасова Надежда Николаевна | |||
06.10.2024 13:03 | |||
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема: Звук «Щ» и буква «Щ» Подготовила: учитель-логопед ГБОУ Школа № 1747 Арзамасова Надежда Николаевна Тема: Звук «Щ» и буква «Щ» Цели:
Лексический материал: щенок, щука, щи, щавель, щёки, щётка, щепка, щит, прищепка, щетина, щеглы, клещи, овощи, ящик, Кощей, ящерица, пещера, площадь, плащ, лещ, плющ, барабанщик, крановщик, каменщик, банщик, гонщик, мебельщик.
Предварительная работа: накануне воспитатель знакомит детей с подвижной игрой «Щука». Ход занятия. Организационный этап Логопед предлагает детям рассмотреть рисунки и найти в них 5 отличий. Какие слова со звуком Щ здесь можно найти? (Кащей, пещера, ящик, щит, щётка). Дети называют звук, который чаще всего встречается. Закрепление навыка различения и правильного произношения звука Щ Звук Щ – гость нашего занятия. Логопед вспоминает с детьми как шипит яичница, когда мама её жарит (щщщщщ), как шипит змея, которую дети видели в зоопарке (щ-щ-щ-щ-щ). Уточняются основные артикуляционные уклады: губы выдвинуты вперед, зубы видны и сближены, широкий кончик языка поднят к альвеолам и образуется щель, воздушная струя легко ощущается ладонью руки (еще раз проговаривают звук Щ дуя на ладошку). 1. Игра «Здравствуй, пальчик!» Большой палец (левой руки) поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными, при этом дети каждый раз произносят приветствия: слоги ща, щё, щу, щи. То же самое на правой руке: слоги ща, щё, щу, щи. Затем одновременно обеими руками. Аналогично отрабатываем обратные слоги: ащ, ощ, ущ, ищ. 2. Логопед загадывает загадку: Щуку во время поймал, И на печке разъезжал. Просьбы рыба выполняла, Лежебоку, как же звали? (Емеля) Входит Емеля из сказки «По щучьему велению…». Емеля загадывает детям загадку: Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом — такая злюка! Конечно это… (щука). Емеля расстроен. Щука хочет, чтобы теперь он исполнил три её желания. Но без помощи детей ему не справиться. Дети согласны ему помочь. 3. Первое желание щуки. В словах допущены ошибки, нужно их найти и исправить. Емеля называет слова с ошибками, заменяя звук Щ на звук С* или другие звуки этой группы (свистящие, шипящие). Например: сётка – щётка, щавель, щеки, щель, щит, лещ, пещера, трещина, площадь 4. Второе желание щуки. Перепутаны все картинки, которые надо правильно разложить по вёдрам. Первое ведро – звук Щ в начале слова (щёки, щука, щенок, щепка, щит, щи). Второе ведро – звук Щ в середине слова (ящик, Кощей, ящерица, пещера, овощи, прищепка). Третье ведро – звук Щ в конце слова (плащ, лещ, плющ). Каждый ребенок называет картинку и кладет её в нужное ведро. 5. Третье желание щуки. Емеля детям предлагает набор слов. Их нужно объединить в красивое предложение. - лежат, в, овощи, ящик - щенок, уколоть, щепка, лапу - щетина, из, щетка, делать - щенок, под, утащить, кровать, прищепку - волки, в, рыщут, роща Все желания щуки исполнены. Емеля благодарит за помощь и прощается с детьми. Динамическая пауза Подвижная игра «Щука» (знакомая игра). Выбирается щука и ёршик. Дети стоят в кругу, держась за руки, с одной стороны круга — щука, с другой стороны — ёршик. С окончанием текста щука ловит ерша. Щуку тощую с реки притащили рыбаки. Мы ей дали овощей и погуще жирных щей. Щука щелкнула хвостом, словно щелкнула хлыстом. (Щука) — Не хочу я овощей. Дайте мне, скорей, ершей! Игра «Все профессии хороши – выбирай на вкус! На доске картинки с предметами (барабан, подъемный кран, камень, баня, гоночная машина, мебель). У детей на столе картинки с профессиями. Нужно найти пары: барабан-барабанщик, кран – крановщик, камень – каменщик, баня – банщик, гоночная машина – гонщик, мебель — мебельщик. Знакомство с буквой Щ Логопед читает стихотворение: Буква «Щ» на «Ш» похожа. Хвостик есть у «Щ», так что же? Изменился внешний видМягко «Щ» в словах трещит. Логопед предлагает рассмотреть букву Щ. На что похожа буква Щ? Возьмите ее и пальчиком обведите букву (буква шершавая). Положите букву Щ на середину тетради и обведите ее, заштрихуйте. Звуковой анализ, синтез и чтение односложных и двусложных слов 1. На доске картинки: щука, щенок, щит, лещ. Рядом висят схемы различных слов, надо выбрать правильную схему к картинке. Сколько слогов? Сколько звуков? Какой звук первый? Какой звук последний? 2. «Вставь пропущенную букву» Логопед предлагает вставить пропущенную букву и выложить из букв разрезной азбуки предложения: Ваня поймал щуку. Коля поймал леща. 3. Используя фланелеграф, логопед с детьми составляют рассказ из нескольких предложений и оречевляют его содержание. Щегленок и щенок У Ани — щеглёнок и щенок. Любит щеглёнок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает, что щеглёнок ещё маленький. Задание: пересказать по опорным картинкам текст и выбрать слова со звуком Щ. ИЛИ Роща К Ване пришел товарищ. Они пошли в рощу. Туда прибежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок лаял на щеглов. Щеглы улетели. Задание: пересказать по опорным картинкам текст и выбрать слова со звуком Щ. Итог занятия На столе дерево, на нём висят наклейки с предметами на разные звуки. Дети друг за другом подходят к дереву, выбирают наклейку со звуком Щ и наклеивают к себе в тетрадь. Дается дифференцированная оценка работы каждого ребенка. К оценке логопед привлекает детей.
|