Консультация для педагогов «Лого-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» |
Логопедия | |||
Автор: Момот Виктория Владимировна | |||
05.10.2024 03:05 | |||
Консультация для педагогов «Лого-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Подготовила: учитель-логопед первой категории Момот В.В. Март 2021г. На современном этапе развития дошкольного образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач становится поиск вариативных способов организации образовательной деятельности. ФГОС выдвигает требование, направленное на осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Построение образовательного процесса предполагает комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Отказ от занятий как от учебной модели обучения — одно из существенных нововведений стандарта, который рекомендует использование форм, отличных от занятий типа школьного урока. На логопедических занятиях в условиях логопедического пункта основной целью является выработка правильно звукопроизношения и введение поставленных звуков в речь. Этап автоматизации звуков достаточно продолжительный, что позволяет максимально его разнообразить и ввести, интегрировать образовательные области. На примере областей речевое развитие и познавательное развитие, а именно ФЭМП, расскажу об играх, которые направлены на закрепление элементарных математических представлений и правильного звукопроизношения. 1. Прямой и обратный счёт. При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно. Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания. 2. Посчитай и сравни. Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, насколько больше тех или иных предметов или определить их равенство. 3. «1-2-5» или «Посчитай» или «Весёлый счёт». Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок. 4. Какой формы предмет? Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет. 5. Настольные логопедические игры. Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом… 6. Подсчёт слогов и звуков в словах. Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку. 7. Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля. Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну фишку. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя. 8. Игра «Один-много» Эта игра развивает речь, улучшает произношение ребенком многих звуков, тренирует дикцию, обогащает словарный запас. Ребенок учится говорить о предметах во множественном числе, т.к. зачастую логопаты не умеют навыка в словоизменении, как переделать единственное число какого-то предмета во множественное. Одним из важных аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Многие из перечисленных заданий рекомендованы родителям для тренировочных игр и упражнений, для закрепления материала в домашних условиях. Так же родители могут присутствовать на логопедических занятиях и являться непосредственными участниками образовательного процесса, занимая активную позицию. Отмечу, что в логопедической сфере очень много интересного, много возможностей для реализации всех образовательных областей. Построение образовательного процесса проводится на адекватных возрасту формах работы с детьми, а ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая является основной организационной формой образовательного процесса. Представленный вид интеграции образовательных областей позволяет реализовать спектр задач, диктуемых ФГОС ДО. Спасибо за внимание!
|