АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР) |
Логопедия | |||
Автор: Колмыкова Елена Анатольевна | |||
18.09.2024 06:16 | |||
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР) Колмыкова Елена Анатольевна (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №76 комбинированного вида”, г.о. Саранск) Планируя появление ребенка, родители представляют его здоровым, умным, гармонично развивающимся. Зачастую, сталкнувшись с проблемами в развитии малыша, взрослые испытывают чувство безысходности и, отчаиваясь, опускают руки. Эмоциональный тупик- это первая реакция родителей на возникшую непростую семейную проблему. Когда эмоции стихают, родители начинают искать способы оказания помощи своему ребенку [1, с. 32]. Именно на этом этапе, учитывая выявленные у ребенка нарушения, важно оказать эффективную поддержку семьи. Грамотно и качественно, а, главное результативно, это смогут сделать только специалисты психолого-педагогического сопровождения: учитель-логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель. Именно при слаженной работе специалистов, не заставят себя ждать первые успехи и победы. Работа сложная, трудоемкая, небыстрая. Однако, правильно выстроив траекторию коррекции, имеет все шансы на результативность [3, с. 161].
В нашем ДОО функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). За два года обучения не только воспитанники, но и их родители приобретают знания, умения и навыки по развитию речи, а также всячески содействуют их закреплению и отработке. Совместная работа педагогов и родителей включает в себя:
Во время консультаций по результатам диагностического обследования родители узнают о пробелах в развитии своего ребенка, получают рекомендации и профессиональные советы. Индивидуальные беседы с родителями способствуют установлению доверительтных отношений. Доверие педагогам является необходимым условием для осознания родителями важности командной систематической работы для достижения положительной динамики в коррекции. Проведение анкетирования дает возможность учителю-логопеду получить более полную информацию о развитии ребенка и грамотно спланировать коррекционную работу, а также выяснить запросы и ожидания родителей, их готовность к сотрудничеству в ходе воспитательно-образовательного процесса. Консультирование родителей учителем-логопедом по коррекции речи играет важную роль в вопросах отработки подготовительных упражнений и автоматизации звуков. Для того, чтобы самостоятельное закрепление речевого материала было продуктивным, выполнение упражнений должно быть правильным и четким. Логопедический мастер-класс проводится с целью ознакомления родителей с коррекционно-развивающими играми и игровыми приемами, направленными на формирование артикуляционных укладов, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также мелкой моторики рук [2, c. 84 ]. Говоря о групповой работе, нельзя не сказать о традиционных родительских собраниях, на которых родители знакомятся с направлениями работы. В ходе таких встреч, я стараюсь включать активные обсуждения, рассматривать предложения по вопросам плодотворного сотрудничества. В конце родительских собраний, с целью закрепления основной информации, предлагаю тематические буклеты или памятки. «Круглый стол» помогает рассмотреть, обсудить, а затем сделать правильный вывод по предложенной теме. В ходе такого варианта взаимодействия, часто находятся ответы на сложные, казалось бы, тупиковые вопросы. В своей работе я практикую совместные детско-родительские встречи (собрания, тематические беседы и пр.) Такие встречи сближают детей и родителей, мотивируют и стимулируют к совместной деятельности. Практикум – практическая проработка теоретической информации. Цель практикумов – показать и научить. Здесь все основывается на практических советах, показах, совместных действиях. Родителям полезно не только услышать и увидеть, как играть в игру, но и проиграть ее самим. Логопедический тренинг в своей работе я использую для привлечения внимания родителей к игровому взаимодействию с детьми, а также для стимулирования и развития речевых составляющих: артикуляции звуков, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильного формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, а также развития пальчиковой моторики. С целью просвещения родителей я использую:
Информация на стенде обновляется еженедельно, в соответствии с лексической и звуковой темой. На официальном сайте ДОО, а также в социальных сетях я веду раздел “Советы учителя-логопеда”. Важно отметить, что использование сети Интернет в качестве информационного источника максимально соответствует требованиям современных родителей: это экономит время, информация доступна круглосуточно и предусмотрена обратная связь со специалистом. Проектная деятельность в ДОО разнообразна и целенаправленна, в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом. Это и развитие фонематического восприятия, и грамматическое оформление фраз, и качество звукопроизношения, и развитие связной речи. Каждое направление в рамках проекта прорабатывается более глубоко, и, что не маловажно, в тесном сотрудничестве учителя-логопеда, родителей и детей. Это сближает всех участников образовательного процесса, повышает заинтересованность родителей в процессе общей коррекционно-развивающей работы по преодолению речевого недоразвития детей. Ежедневной и незаменимой формой взаимодействия учителя-логопеда и родителей является тетрадь для домашних заданий и рекомендаций. Выполняя домашние задания с детьми, родители автоматически включаются в коррекционно-развивающий процесс, становятся его активными участниками. За два года сотрудничества всех участников образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности, данная практика доказывает свою эффективность: в различных направлениях:
В результате проводимой работы учителя-логопеда с родителями и воспитанниками с ОНР осуществляется качественная подготовка к следующей ступени образовательного цикла- обучению в школе, а также укрепляется эмоциональная близость в отношениях «родитель — ребенок». В заключении важно отметить, что благодаря эффективному сотрудничеству учителя-логопеда и родителей, удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам с ОНР преодолеть сложные речевые нарушения. Список используемой литературы
|