Консультация — практикум для родителей «Играя лечим! Дыхательная гимнастика» |
Логопедия | |||
Автор: Коломиец Светлана Владимировна | |||
12.09.2024 11:06 | |||
Консультация — практикум для родителей «Играя лечим! Дыхательная гимнастика» С.В. Коломиец, учитель- логопед МБОУ «Ивановская СОШ» (дошкольный уровень) Оренбургская область Оренбургский район с. Ивановка Дышать надо через нос. Казалось бы, какое простое, незначительное и, в принципе, необязательное правило. Но!!!... Обследование дошкольников и учащихся, которые слабо усваивают новый материал показывает, что более чем у половины этих детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия нёбных миндалин и другие заболевания носа и горла). Посредством подобных исследований была установлена связь между способом дыхания и успехами обучения. Вывод: в зависимости от того правильно ли дышит ваш ребенок зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Зачастую на дефекты дыхания родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это и понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но и малейшая «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов, а весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через нос и очищенным, согретым, увлажненным отправиться в растущий организм. Дыхательная гимнастика оказывает воздействие на весь организм человека:
Упражнения дыхательной гимнастики можно проводить с детьми в любое время в проветренном помещении или на свежем воздухе. А сделать упражнения интересными помогут стихи. Практикум для родителей Упражнения для формирования диафрагмального дыхания. 1. Упражнение «Шарик надулся». Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую-сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот приэтом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем А рукою проверяем: Шарик лопнул- выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. 2. Упражнение «Часики». Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклониться вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку- вдох. Вернуться в исходное положение- полный выдох (живот втянуть, расслабиться). То же в другую сторону. Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так: Наклон влево, наклон вправо, Наклон влево, наклон вправо. Упражнения для дифференциации носового и ротового дыхания. 1. Упражнение «Вдох- выдох». Выполняется стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, а затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос- выдох через нос, вдох через рот- выдох через нос, вдох через рот- выдох через рот. Носом вдох, а выдох ртом Дышим глубже, а потом Вдохнули ртом и выдох ртом, Дышим глубже, а потом. 2. Упражнение «Ветер дует». Стоя спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть) Я подую низко (руки перед собой, присесть, и подуть) Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть) Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них). 3. Упражнение «Снежинки». Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе. С неба падают зимою И кружатся над землёю Легкие пушинки, Белые снежинки. 4. Упражнение «Пила». Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя- вдох, руки от себя с замедлением движения- выдох. Пила, пила, пили живей, Мы строим домик Для гостей. 5. Упражнение «Повороты». Выполняются стоя, руки на поясе, повороты туловища в стороны, влево поворот- вдох, вправо поворот- выдох. Боком- боком, боком- боком Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. 6. Упражнение «Хлопки». Выполняется стоя, руки опущены вдоль туловища. На вдох- развести руки в стороны, на выдох- поднять прямую ногу сделать хлопок под коленом. С барабаном ходит ежик Не жалеет своих ножек. Он играет целый день, Он не знает слова- лень. 7. Упражнение «Петушок кричит». Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у». Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках) Все уснули крепким сном. Петушок один вскочил (встать руки поднять ввер) Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку!» (произнести на выдохе). 8. Упражнение «Одуванчик». Выполняется сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Спокойно вдохнуть через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях. Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок- Остался стебелёк. 9. Упражнение «Пропеваем звуки». Сделать глубокий вдох носом, выдох ртом. На выдохе пропеваем гласные звуки: а, о, у, и, э. Мы все весело играем, Вместе звуки пропеваем. Можно предложить ребенку поиграть в настольные игры, которые направлены на развитие у детей равномерного выдоха и формирования сильной воздушной струи через рот. 1. Игра «Горох». Что-то спряталось на дне, Но пока не видно мне. На горох подую я, И скажу, что там друзья. На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох (любую другую крупу). Задача ребенка- раздуть горох с середины и увидеть картинку (для вашего ребенка это станет маленьким открытием!). 2. Игра «Задуй свечи». Свечи я задуть хочу, Всех сейчас я научу. Полной грудью я вдохну, И все свечи потушу. Играйте всей семьей- кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает 3. Игра «Акробат». В цирк сейчас я поиграю, Представленье начинаю. Акробатом смелым стану- Проползу и не устану. На натянутой леске повесить бумажного акробата. Ребенок дует и помогает акробату перебраться на другую сторону. 4. Игра «Лодочки» (можно играть во время купания) Дуть на лодочку из пенопласта (бумаги и тд). 5. Игра «Футбол». Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота. 6. Игра «Горка». Бегемот на горку сел, Прокатиться захотел. Сейчас ему я помогу С ветерочком прокачу. Для этой игры нужна горка. Задача ребенка -сдуть киндер игрушку с горки (а уж киндер- игрушек в наших домах предостаточно). 7. Игра «Черепашки». Черепашки -малыши Очень слабы и малы. Нужно очень постараться До воды помочь добраться. Рядом со столом поставить емкость с водой и сдувать в нее черепашек (скорлупки грецкого ореха) 8. Игра «Автомобили». Мотор гудит, настал черед Быстрее вырваться вперед. Как надо ездить покажу, И первым к финишу приду. По команде «водители» начинают дуть на свои автомобили, перемещая их к финишу. Вот такие игры и упражнения помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.
|