Консультация учителя-логопеда для родителей «Стимулирование речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру» |
Логопедия | |||
Автор: Хазиева Рамзия Илсуровна | |||
11.09.2024 10:11 | |||
Консультация учителя-логопеда для родителей «Стимулирование речевой активности детей младшего дошкольного возраста через игру» В наше время родители и педагоги все чаще сталкиваются с задержкой речевого развития у детей. Поэтому задачей первостепенной важности является развитие активной, коммуникативной речи. Нижеизложенный материал позволит понять родителям, какие речевые навыки должны быть сформированы в определенные периоды развития ребенка. Дополнительно приведены полезные игры и упражнения с учетом возраста и особенностей развития речи малыша. Часто родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка не нужно, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок картавит или не говорит вовсе). Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Большинства проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).
Развитие речи – это вовсе не работа над нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. В процессе овладения речью задействована работа многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую и общую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас и многое другое. Процесс становления речи индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (доказано, что мальчики начинают говорить позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения со взрослыми формируется потребность в речевом развитии. В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. Поэтому после нескольких повторений и показа предмета малыш сам отыскивает его после вопроса взрослого ( «Где мама?», «Где мячик?»). До 12 месяцев активный словарь ребенка насчитывает примерно 15-20 слов, а пассивный приблизительно 250 и более. Если ребенок к году мало говорит, но при этом: что-то с удовольствием, но пока непонятно для вас лепечет, отзывается на свое имя, улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди, удерживает пальчиками небольшие предметы, узнает и гладит любимуюигрушку, катает машинку, то ничего критичного не происходит. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Важно обратить внимание нафакторы, мешающие развитию речи детей раннего возраста. К ним можно отнести, например, такую ситуацию, когдаребенок много времени проводит один в манеже, сидит в одиночестве напротив телевизора, планшета, пока взрослые заняты делами. Конечно же развитие речи будет идти более медленными темпами. Ребенок не может обучаться с помощью технических средств. Детский мозг устроен так, что для полноценного развития ему необходимо живое общение. Кроме того, темп речи, которую слышит ребенок с экрана, значительно ускорен. С ним нужно говорить неспешно, четко проговаривая слова, чтобы ребенок мог выделить в потоке речи отдельные звуки и слова. Родителям не стоит торопиться с выполнением просьбы малыша по одному взгляду, указательному жесту. Нужно постараться спровоцировать ребенка на произнесение какого-либо звукосочетания, чтобы у малыша формировалось понимание, что иначе взрослые не будут реагировать. Препятствует своевременному становлению речи и стресс. Долгое отсутствие мамы, резкая смена привычной для малыша обстановки, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Если ребенок испытывает дефицит речевого общения-это существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом. На предречевом этапе малыш еще только готовится к овладению речью, но на голос он начинает реагировать уже со второй недели после рождения. Поэтому крайне важноиграть с малышом очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов). Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Учитывая эту возрастную особенность основная задача заключается в том, что бы развивать познавательную активность детей, вызывая искренний интерес ребенка к игровой деятельности, которая способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Игры на развитие зрительного восприятия до года «Посмотри на меня». Наклоняемся над малышом и разговариваем с ним. Когда он сосредоточится, нужно отодвинуться вправо, влево. Поднести малыша к зеркалу, показать, где у него в зеркале носик, ручки, щечки и другие части тела. Игры на развитие слухового восприятия. Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически. До года с ребенком можно игратьв игру «Где звенит?». Позвенеть в колокольчик, стоя так, чтобы ребенок не видел источник звука. Пусть он поищет, где звенит. Можно использовать баночки с крупой и фасолью, детские музыкальные инструменты. «Музыкальный носочек». Пришить к носочку ребенка погремушку и надеть носок на ножку или на ручку. Пусть он двигает ножкой, пытаясь поймать погремушку рукой. Угадай, что звучит.» «Жмурки», «В какой руке звучало», «Быстро-медленно», «Громко-тихо», «Справа-слева» (после 2 лет). Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример) «Любимые стихи». Во время бодрствования очень полезно рассказывать детям стихи или все время разговаривать с ними. Музыкальные игры Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом: Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон) Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен) Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка». Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте». Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!». Танцы с простейшими словами, дублирующими движения: Топ-топ, Хлоп-хлоп, Прыг-прыг, Бип-бип (Нажимаем на носик) Туда-сюда (Повороты корпуса) Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками) Игры для развития способности к подражанию действиям «Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого. «Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению. Игры на развитие понимания речи до 1 года «Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Надя?», снять платок: «Вот Надя!» «Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!». «Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку. Игры на активизацию речи «Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке: «Иди!» «У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай). «Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам. Звукоподражание с повторами — полезно делать с изменением темпа. Дыхательные игровые упражнения, направленные на выработку речевого выдоха Дуем на перышки, кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри. Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых. Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них. Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса. Показываем «ветерок» — дуем друг на другаДуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта. Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся. Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно Показываем зубы – «У кого есть зубки?!» «Лакаем молоко» как кошка и т.д. Игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь Прятки игрушек под платочком. «Дай» (По инструкции взрослого ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера). «Покажи такой же» (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой). Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые). Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет. Игры, направленные на развитие навыков моторного планирования. Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий. У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования. Для эффективной тренировки этого важного навыка необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции взрослого. Например сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват, использование двух рук сразу, использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания, работа по инструкции взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит. д.). Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз. Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма. Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач. Воспользуйтесь этими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
|