Формирование навыков звукового анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к обучению грамоте. |
Логопедия | |||
Автор: Чернечкова Марина Юрьевна Некрасова Анна Александровна | |||
27.06.2024 17:48 | |||
Формирование навыков звукового анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к обучению грамоте. Обучение грамоте представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка, который предполагает овладение навыками чтения и письма. Эффективность обучения грамоте во многом зависит от уровня сформированности у ребенка позновательного отношения к речи, способности ориентироваться в звуковой структуре языка и его словарном составе. Имея полноценный слух и интеллект, дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!» Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др. Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: — Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА. При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
Подготовка к обучению грамоте — это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме. Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте. Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей: а) Формирование фонематического восприятия; б) формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа: Развитие неречевого слуха; Развитие речевого слуха; уровень гласных; уровень слогов; уровень слова; Развитие навыков элементарного звукового анализа. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализ и синтеза включает в себя следующее: Формирование понятия о звуке и букве, гласных и согласных звуках, умения подбирать слова на заданный звук. Развитие умения определять место звука в слове, делить слова на слоги. Формирование представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слогов, слов. Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза. Выделение звука из ряда звуков:
Узнавание звука:
Определение места звука в словах: 1. Игра “Поезд”. Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук. 2. Игра “ Закрой фишкой”. Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова. 3. Игра “Светофор”. Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове. 4. Игра “Волшебный домик”. Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже (1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова). Обучение звуковому анализу и синтезу на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:
Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:
Обучение элементам грамоты Ознакомление с буквами. Формирование умения осознано читать слоги, слова с этими буквами. Выкладывание букв из подручного материала. Различение букв с недостающими элементами. Формирование умения печатать буквы, слоги, слова с пройденными буквами. Дидактическая игра "Повтори за мной"; "Цепочка слов" (кот-год-крот): "Какое слово отличается" (будка-будка- буква- будка; винт- бинт- винт- винт) Дидактические игры: «Чего не стало?»; «Рифмочки-нерифмушки»; «Доскажи словечко»; «Составь предложение»; «Слоговые домики»; «Слоговая пирамида»; «Слоговое домино»; «Слоговые ряды»; «Звуковые линейки»; «Звуковые фишки»; «Звуковая гусеница». Знакомство с буквой, нахождение её в азбуке. "На что похожа буква?" Выкладывание буквы из подручного материала, письмо в воздухе. Чтение слогов, слов с буквой. Следовательно, одна из важнейших задач логопеда – предупреждение нарушений чтения и письма, решается на занятиях по формированию фонетических средств языка.
|