Использование технологии лэпбук в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Логопедия | |||
Автор: Погорелая Ирина Александровна Утусикова Любовь Николаевнв Кормачева Ольга Васильевна | |||
27.06.2024 06:47 | |||
Использование технологии лэпбук в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Кормачева Ольга Васильевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 59», Погорелая Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59», Утусикова Любовь Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 59», город Череповец Для речи детей c общим недоразвитием речи (ОНР) характерно наличие аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР, необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических). Кроме того, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности. Таким образом, возникает проблема оптимизации познавательной активности, качественной индивидуализации обучения и развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в современных условиях. Одним из способов достижения этой цели является использование технологии лэпбук.
«Лэпбук» — в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала. За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках. Содержание и структура «лэпбука» доступны для обучения детей, обеспечивают речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Занятие дошкольников с «лэпбуком» помогают:
Это и побудило нас к созданию серии лэпбуков: «Хлеб — кормилец» (в рамках закрепления лексической темы «Откуда хлеб пришел?»), «Малышам о профессиях», «Красная книга Вологодской области», «Читай-ка». Расскажем о лэпбуке «Хлеб – кормилец». Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку. На страницах папки имеются кармашки, конверты, карточки, в которых собрана информация по теме. Материал можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности. Хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Возраст детей: старший дошкольный 5-7 лет. Цель: расширение представлений о хлебе, его производстве. Задачи:
1 страница: рис. 1
Задачи: формировать представление о выращивании хлеба от зерна до готового продукта (хлеба). Системный лифт представляет собой книжку-раскладушку с картинками процесса выращивания и изготовления хлеба. Рассматривая последовательность картинок, ребёнок составляет рассказ о процессе изготовления хлеба.
Задачи: расширять и обобщать представления детей о злаковых растениях, обогащать словарь по теме, развивать мыслительные операции, упражнять в образовании относительных прилагательных. Книжка-раскладушка знакомит детей со злаковыми растениями (пшеница, гречиха, рожь, овес), из которых выпекают белый, черный, гречишный хлеб. Рассматривая картинки, ребенок знакомится со злаками, видами хлеба, называет их, упражняется в образовании относительных прилагательных. Например, рожь, мука (какая?) — ржаная, хлеб (какой?) – ржаной.
Задачи: расширять и обобщать представления детей видах хлебобулочных изделий, обогащать словарь по теме, развивать мыслительные операции. Педагог загадывает детям загадку (написанную на карточках- «кусочках хлеба»), дети отгадывают ее, проверяют правильность ответа с помощью…фонарика, подсвечивая им с обратной стороны карточки (колосок, хлеб, булочку, кекс…). На 2-3 странице (развороте) размещены: рис 2
Задачи: расширять и обобщать представления детей видах хлебобулочных изделий, обогащать словарь по теме. В кармашке (конверте) собран иллюстративный материал с изображением изделий из муки. Педагог, демонстрируя картинный материал, знакомит детей с многообразием хлебобулочных изделий, активизирует словарь по теме «Хлеб». Дети, умеющие читать, могут прочитать названия хлебобулочных изделий самостоятельно. В этом же конверте размещена игра «Разрезные картинки» Задачи: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 -6 частей. Первый вариант: Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение, путём накладывания на картинку-основу. Второй вариант: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.
Задачи: Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением хлебобулочных изделий. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (силуэт) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
Задачи: формировать представления о производстве хлеба. Ребенок последовательно открывает лепестки ромашки, называет, /читает продукты, которые необходимы для выпечки хлеба.
Задачи: развитие мелкой моторики, интереса к художественным произведениям. Педагог или ребенок читает стихотворение, дети выполняют движения, изображенные на картинках. На 4 странице размещены: рис 3
Задачи: развивать внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки осмысленного чтения. Ребёнку предлагается записать буквы в соответствии с «шифровкой», где каждой букве алфавита соответствует значок. А затем прочитать, что обозначает слово «ХЛЕБ».
Задачи: формировать интерес детей к малым фольклорным формам (пословицы про хлеб), развивать навык осознанного слогового чтения. Педагог предлагает участникам (играть могут 1-3 ребенка) собрать пословицу. Слова пословиц размещены на картинках-булках (буханках и т.п). Ребенок-участник выкладывает пословицу, затем читает ее. Лэпбук дает возможность педагогу объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по определенной лексической теме.
|