Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование технологии лэпбук в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Логопедия
Автор: Погорелая Ирина Александровна Утусикова Любовь Николаевнв Кормачева Ольга Васильевна   
27.06.2024 06:47

Использование технологии лэпбук в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиИспользование технологии лэпбук в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Кормачева Ольга Васильевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 59», Погорелая Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59», Утусикова Любовь Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 59», город Череповец

Для речи детей c общим недоразвитием речи (ОНР) характерно наличие аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены, страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой действительности. Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР, необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических). Кроме того, в настоящее время растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких дошкольников не является личностно значимой. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственные деятельности. Таким образом, возникает проблема оптимизации познавательной активности, качественной индивидуализации обучения и развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в современных условиях. Одним из способов достижения этой цели является использование технологии лэпбук.

 

Скачать конспект

«Лэпбук» — в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала. За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках. Содержание и структура «лэпбука» доступны для обучения детей, обеспечивают речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

Занятие дошкольников с «лэпбуком» помогают:

  • активизировать и пополнять словарь детей, расширять значения слов по определенной лексической теме;
  • осуществлять в игровой форме процесс автоматизации и дифференциации звуков;
  • упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать психологическую базу речи;
  • совершенствовать мелкую моторику рук и графомоторные навыки.

Это и побудило нас к созданию серии лэпбуков: «Хлеб — кормилец» (в рамках закрепления лексической темы «Откуда хлеб пришел?»), «Малышам о профессиях», «Красная книга Вологодской области», «Читай-ка».

Расскажем о лэпбуке «Хлеб – кормилец». Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку-раскладушку. На страницах папки имеются кармашки, конверты, карточки, в которых собрана информация по теме. Материал можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности. Хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

Возраст детей: старший дошкольный 5-7 лет.

Цель: расширение представлений о хлебе, его производстве.

Задачи:

  • Создавать условия для формирования представлений детей о выращивании хлебных злаков, производстве хлеба, видах хлебобулочных изделий;
  • формировать интерес детей к малым стихотворным формам (пальчиковые гимнастики, стихи, пословицы про хлеб);
  • совершенствовать навыки словообразования, словоизменения;
  • совершенствовать навыки слогового чтения
  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу.

1 страница: рис. 1

  • Системный лифт «Как появляется хлеб?»

Задачи: формировать представление о выращивании хлеба от зерна до готового продукта (хлеба).

Системный лифт представляет собой книжку-раскладушку с картинками процесса выращивания и изготовления хлеба. Рассматривая последовательность картинок, ребёнок составляет рассказ о процессе изготовления хлеба.

  • Конверт «Какой бывает хлеб?»

Задачи: расширять и обобщать представления детей о злаковых растениях, обогащать словарь по теме, развивать мыслительные операции, упражнять в образовании относительных прилагательных.

Книжка-раскладушка знакомит детей со злаковыми растениями (пшеница, гречиха, рожь, овес), из которых выпекают белый, черный, гречишный хлеб. Рассматривая картинки, ребенок знакомится со злаками, видами хлеба, называет их, упражняется в образовании относительных прилагательных. Например, рожь, мука (какая?) — ржаная, хлеб (какой?) – ржаной.

  • Конверт «Вкусные загадки»

Задачи: расширять и обобщать представления детей видах хлебобулочных изделий, обогащать словарь по теме, развивать мыслительные операции.

Педагог загадывает детям загадку (написанную на карточках- «кусочках хлеба»), дети отгадывают ее, проверяют правильность ответа с помощью…фонарика, подсвечивая им с обратной стороны карточки (колосок, хлеб, булочку, кекс…).

На 2-3 странице (развороте) размещены: рис 2

  • Конверт «Рассмотрим картинки, или Вот он хлебушек душистый»

Задачи: расширять и обобщать представления детей видах хлебобулочных изделий, обогащать словарь по теме.

В кармашке (конверте) собран иллюстративный материал с изображением изделий из муки. Педагог, демонстрируя картинный материал, знакомит детей с многообразием хлебобулочных изделий, активизирует словарь по теме «Хлеб». Дети, умеющие читать, могут прочитать названия хлебобулочных изделий самостоятельно.

В этом же конверте размещена игра «Разрезные картинки»

Задачи: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 -6 частей.

Первый вариант: Участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение, путём накладывания на картинку-основу.

Второй вариант: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получилось целое изображение.

  • Конверт «Найди тень»

Задачи: Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.

Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением хлебобулочных изделий. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (силуэт) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

  • Ромашка с рецептом душистого, аппетитного хлеба «Печем хлеб с мамой и папой».

Задачи: формировать представления о производстве хлеба.

Ребенок последовательно открывает лепестки ромашки, называет, /читает продукты, которые необходимы для выпечки хлеба.

  • Пальчиковые гимнастики, стихи о хлебе.

Задачи: развитие мелкой моторики, интереса к художественным произведениям.

Педагог или ребенок читает стихотворение, дети выполняют движения, изображенные на картинках.

На 4 странице размещены: рис 3

  • Игра — шифровальщик «Расшифруй значение слова «хлеб»

Задачи: развивать внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки осмысленного чтения.

Ребёнку предлагается записать буквы в соответствии с «шифровкой», где каждой букве алфавита соответствует значок. А затем прочитать, что обозначает слово «ХЛЕБ».

  • Конверт «Собери пословицу о хлебе» (для детей, умеющих читать).

Задачи: формировать интерес детей к малым фольклорным формам (пословицы про хлеб), развивать навык осознанного слогового чтения.

Педагог предлагает участникам (играть могут 1-3 ребенка) собрать пословицу. Слова пословиц размещены на картинках-булках (буханках и т.п). Ребенок-участник выкладывает пословицу, затем читает ее.

Лэпбук дает возможность педагогу объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по определенной лексической теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год