Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией |
Логопедия | |||
Автор: Клюшина Галина Михайловна | |||
10.06.2024 08:54 | |||
Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией Клюшина Г. М., учитель-логопед МБДОУ г. Н.Новгород В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей. Группу компенсирующей направленности для детей с диагнозом ОНР посещают 4 ребенка с моторной алалией, вследствие чего у педагогов возникла необходимость более глубокого изучения этого дефекта и поиска методов и приёмов коррекционной работы с данными детьми. Систематическая логопедическая работа была направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению. Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.
При моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом полушарии. Ребенок овладевает в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке. Но для того, чтобы он заговорил сам этого не достаточно. Необходима способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения. Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми). Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрованна в артикуляционные движения. Это возможно тогда, когда есть полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга. Таков механизм обусловливающий моторную алалию. При алалии патогенетическим механизмом является невозможность или затрудненность связей между зонами мозга, принимающими участие в становлении речи, поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы активизировать работу проводящих волокон и образование необходимых ассоциативных связей. Это и легло в основу нашей работы с детьми. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии. Нашей целью стало создание системы работы с детьми-алаликами, направленной на формирование межполушарных связей. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:
Свою работу мы как всегда начали с обследования детей. Работа по формированию межполушарных связей строилась по следующим направлениям:
Приступая к работе по первому направлению, нашей задачей стало обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете и группе. Центры формирования межполушарных связей создавались с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и вестибулярных рецепторов. Для развития тактильных ощущений мелкой моторики рук, развития зрительных анализаторов в данных центрах мы подобрали следующее оборудование:
Также игры и оборудование по формированию межполушарных связей с целью систематизации работы были размещены и в другие «центры» группы. В центре двигательной активности у нас находится оборудование для развития общей моторики: ребристый мостик, балансировочная дорожка, напольные сенсорные коврики, малый сухой бассейн. В центре продуктивной деятельности: мольберты двухсторонние для рисования мелом и фланелеграф, карандаши, краски, наборы фломастеров и маркеров, сангина, карандаши угольные и восковые, наборы пластилина, лекала и трафареты, ножницы, цветная бумага и картон, цветные нитки, бросовый материал (баночки, коробочки, леска, палочки, проволока и т.д.), природный материал (шишки, желуди, семена, крупы, листья деревьев, сухоцветы и т.д.). С целью обеспечения системного подхода, разрабатывая перспективное планирование, нами был подобран ряд методических приемов на формирование межполушарных связей у детей с моторной алалией:
Наиболее эффективными в работе по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией мы считаем: I. Динамические упражнения. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми движениями. Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно. Динамические упражнения:
II. Для развития межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий мы использовали «гимнастику мозга». В организме ребенка происходили положительные структурные изменения; сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществлялась на более высоком уровне; совершенствовалась регулирующая и координирующая роль нервной системы. Занятия устраняли дезадаптацию в процессе обучения, гармонизировали работу головного мозга. Комплекс № 1.
III. При использовании методики «глобального чтения» вместо нарушенных каналов речевой деятельности включались те, которые сохранились, заставляя их усиленно работать, выполнять двойную, а нередко и тройную нагрузку. Высокоэффективными оказались обходные методы, направленные на перестройку способа осуществления функции. При моторной алалии обходные методы состоят главным образом в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова как аналогу слова звучащего, т.е. чтению. Раннее ознакомление ребенка с графическим планом того, что должно быть услышано, оказалось весьма эффективным. Буква при алалии остается непострадавшей. Поскольку правая зрительная зона у ребенка 2-5 лет активнее левой, детям предъявляли не отдельные буквы, а целые слова, которые подкладывали под соответствующие картинки. Ребенок воспринимал их симультанно, как особого рода рисунок. Использование отдельных букв в качестве внешних опор актуально лишь на этапе звукоподражаний. Обязательным условием являлось постоянное озвучивание обучающим сложенного из букв слова. Благодаря этому формировалась ассоциативная связь слова и предмета или действия, изображенных на картинке, а затем и непосредственно их связь со звучащим словом. Алалия – единственное нарушение речи, при котором дети сами проявляют спонтанную заинтересованность к букве. Наша работа строилась таким образом, чтобы ребенок видел одновременно картинку, слово, написанное крупными, бросающимися в глаза печатными буквами, и слышал, как его произносит логопед. Слова должны были соответствовать возрасту ребенка, изображения – также. Маленьким детям предъявляли реалистические картинки, детям постарше – с элементами стилизации. Одновременное обыгрывание слова в разных модальностях активизировало соответствующие зоны и способствовало выработке необходимых связей между ними. Картинка стимулировала работу затылочных зон обоих полушарий, а ее осмысление – лобных долей с обеих сторон. Графический образ слова активизировал преимущественно теменно-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ слова обрабатывался височной левой и частично правой зонами мозга. Нейропсихологический взгляд на образование ассоциативных связей позволял констатировать, что зрительное изображение, увиденное на картинке, и графический образ слова стимулируют активацию теменно-затылочных зон обоих полушарий мозга, а также лобных долей, обеспечивающих понимание увиденного. Физиологически обусловленная потребность ребенка говорить делала возможной перешифровку в артикуляционные движения не услышанных слов, как это бывает при нормальном речевом развитии, а увиденных (прочитанных). Возникают оптико-артикуляционные, а точнее графически-артикуляционные ассоциации. Первые произнесенные ребенком, а также обучающими его людьми слова или их фрагменты достигают уха ребенка и стимулируют к функционированию слуховую модальность. Таким образом, к графически-артикуляционным ассоциациям присоединяются слуховые, которые становятся включенными в речевую деятельность. Артикуляционные акты постепенно переходят на нормальное слухоречевое обеспечение. IV. Для развития межполушарных связей мы также использовали графические упражнения, такие как: рисование на доске, стене, влажном песке, снегу, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисовал прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Очень нравилось детям работать в тетради в клеточку и писать графические диктанты. Сначала ребенок выполнял инструкцию правой, а затем — левой рукой. Затем он рисовал в направлении, противоположном тому, которое называл взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Эту игру мы назвали «Непослушный ученик». После того как было освоено выполнение графических диктантов одной рукой, перешли к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки — в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая рука — по инструкции, а левая — в противоположную сторону и наоборот. По команде взрослого дети рисовали часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т.д. Затем ребенку предлагалось самому подиктовать графический диктант взрослому или другим детям, а потом проверить работу. Подводя итоги работы по развитию межполушарных связей у детей с моторной алалией, было проведено повторное обследование, результаты которого показали, что наблюдается положительная динамика развития детей. Но самое главное, у детей появилась речь, дети стали общаться между собой, обращаться с просьбой к взрослому, активизировались на занятиях, пытаются построить развернутые предложения. Данная система работы позволила нам сформировать межполушарные связи, что ускорило процесс компенсации тяжелого нарушения речи, такого как моторная алалия. Список литературы:
|