Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Деревья»
Логопедия
Автор: Петрова Анфиса Васильевна Кораблева Марина Сергеевна Расторгуева Лариса Владимировна   
11.06.2024 08:32

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Деревья»Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: «Деревья»

Разработали:

  • учитель – логопед Петрова Анфиса Васильевна;

воспитатели:

  • Расторгуева Лариса Владимировна,
  • Кораблева Марина Сергеевна

МАДОУ «Детский сад № 59» г. Череповец, 2024 г.

Цель: закрепление знаний детей о деревьях, расширение знаний о тополе и его значении для родного города

 

Задачи:

  • способствовать активизации и расширению словаря по теме: «Деревья»
  • подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков;
  • способствовать развитию навыков словообразования;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • развивать связную речь через полные ответы на вопросы;
  • способствовать развитию образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

Наглядные: показ, рассматривание.

Словесные: объяснение, вопросы, беседа, сравнение, речевые игры.

Практические: выполнение задания на листочках

Индивидуальная работа: артикуляционная гимнастика

Предварительная работа: беседы, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, сбор опавших листьев.

Оборудование: кусочки ваты, изображения тополя и различных деревьев, раздаточный материал: листья деревьев из цветного картона.

Ход занятия.

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Встаньте, пожалуйста, рядом со своими стульчиками и внимательно послушайте задание: сядет тот, кто вспомнит названия деревьев, которые вы видели на улицах, в парках, скверах Череповца. (Ответы детей). Молодцы, много названий деревьев вы запомнили.

Педагог: А сейчас попробуйте отгадать, о каком дереве идет речь?

За окном, в разгаре лета,

Побелела вся земля.

Неужели снег?

Нет, это пух роняют…

Педагог: Правильно, конечно же, это тополя.

Педагог выставляет изображение тополя.

Основная часть.

Педагог: Ребята, а вы знаете, откуда берется пух у тополя? (ответы детей) Пух – это своеобразная защита и способ передвижения семян тополя. Он помогает распространять семена дерева на большие расстояния. То есть к его семенам прикреплены пуховые летучки, чтобы они легко могли разлетаться при помощи ветра.

Артикуляционная гимнастика

Педагог: ребята, вот такие пушинки прилетели к вам сегодня на занятие. (педагог раздает кусочки ваты). Сегодня мы с вами немножко побудем фокусниками: положите пушинку на кончик носа, затем положите язычок на верхнюю губу, как при выполнении упражнения «Вкусное варенье». Сильно дуньте на кончик носа, чтобы пушинка подлетела высоко в верх.

Педагог демонстрирует выполнение упражнения.

Педагог: ребята, скажите, пух тополя какой? (ответы детей)

Педагог: правильно, ребята, тополиный пух.

- лист березы, какой? (ответы детей)

- иголки ели, какие? (ответы детей)

- ствол рябины, какой? (ответы детей)

- крона дуба, какая? (ответы детей)

Педагог: правильно, ребята. А кто из вас знает, почему в Череповце так много тополей?

Тополь – очень хороший «фильтр», который очищает городской воздух от вредных примесей. Это дерево начали высаживать на городских улицах и в парках во время строительства металлургического комбината для того, чтобы оно помогало в очистке воздуха. Также тополь сажали, чтобы наш город быстро становился красивым и зеленым, так как это дерево очень быстро растет. Про него написаны такие строки:

Это он – знают все

Чемпион по росту.

И достать его макушку

Вам совсем не просто.

Потому что он за лето

Вырастает на два метра.

Педагог: действительно, тополь за лето может вырасти на 1-2 метра.

Педагог: ребята, а из каких частей состоит тополь, как и все деревья? (ответы детей)

Педагог раздает листочки, где нарисованы листья различных деревьев.

Педагог: дети, на улицы Череповца налетел ветер и сорвал листочки с деревьев. Детям из младшей группы было дано задание собрать только листья тополя, дуба и клена. Давайте поможем им выполнить задание. Обведите все тополиные листья в кружочек, листья клена подчеркните, а дубовые зачеркните, как в образце.

Выполняют задание.

Физ. минутка

Педагог: молодцы, ребята, помогли своим младшим товарищам, а сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, дети потягиваются — руки вверх, затем, выполняют те же движения, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять (Приседания)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Педагог: ребята, листья клена, какие? (ответы детей)

- листья дуба, какие? (ответы детей)

- листья тополя, какие? (ответы детей)

Педагог: правильно, ребята, кленовые, дубовые, тополиные.

Педагог: посчитайте, пожалуйста, сколько листьев каждого дерева вы собрали и ответьте на вопрос полным ответом. Сколько тополиных, дубовых, кленовых листьев вы собрали? (Ответы детей по очереди: мы собрали пять тополиных листьев, три дубовых листа, семь кленовых листьев)

Педагог: мы с вами знаем, что в парках и скверах нашего города растут разные деревья. Давайте посмотрим, чем они отличаются.

Педагог выставляет картинки с изображением деревьев.

Игра «скажи наоборот»

  • У дуба ствол толстый, а у тополя…
  • тополь высокий, а рябина…
  • у липы ствол гладкий, а у тополя …
  • у клена листья большие, а у тополя…

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Загибают пальчики)

Мамеосенний букет отнесем.

(разворачивают ладошки в направлении от себя наружу)

Педагог: ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых изображены деревья. Посчитайте деревья и ответьте на вопрос: сколько и каких деревьев вы посадите в парке? Педагог раздает карточки с изображением деревьев.

Ответы детей: (я посажу три тополя; я посажу пять лип, я посажу две березы, я посажу четыре клена, я посажу семь дубов, я посажу одну ель и т.д.)

Заключительная часть.

Педагог: ребята, сейчас наше занятие подходит к концу, расскажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Почему тополь называют фильтром? Какие задания вам понравились, а какие были сложными? (ответы детей)

Педагог: молодцы ребята, вы сегодня отлично отвечали на вопросы и выполняли задания. Сейчас возьмите листочки в соответствии с вашим настроением и прикрепите на дерево. Если у вас хорошее настроение, вам понравилось выполнять задания – прикрепите красный или желтый листочек; если на занятии вам было интересно, но задания были сложноваты – прикрепите зеленый листочек; если на занятии было не интересно и вам не понравилось выполнять задания, они были очень сложными – прикрепите коричневый листочек.

Список литературы:

  1. Иванова А.И. «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» 2008 год.
  2. Маневцова Л. М. Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.
  3. Новиков Ю.В. «Природа и человек» М.: Просвещение, 2007 г.Иллюстрированная энциклопедия деревьев и растений. М., 2012г.
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. ФГОС ДОИздательство: Гном, 2023 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год