Семинар-практикум для педагогов «Запуск речи у детей дошкольного возраста» |
Логопедия | |||
Автор: Мальцева Ольга Сергеевна Ситникова Ксения Вадимовна Брандт Ольга Ивановна | |||
22.05.2024 15:58 | |||
Семинар-практикум для педагогов «Запуск речи у детей дошкольного возраста» Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем наш семинар-практикум «Запуск речи у детей». На нашем практикуме мы подробно остановимся на наиболее эффективных методах и приемах запуска и развития устной речи детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. Поэтому обогащение словаря малыша, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи — это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями. На сегодняшний день многие дети имеют задержку речевого развития. Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с двух лет, и если родители и педагоги не обращают на это внимание, то с годами проблемы только усугубляются. Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи — это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями. В младшем дошкольном возрасте на первое место выходит работа по формированию звуковой культуры речи. Развитие речи 2-3 летних детей во многом зависит от того, в какой речевой среде находится ребенок. При общении с малышом необходим зрительный контакт, речь взрослого должна быть не торопливой, четкой, правильной. Речевая среда должна быть насыщена потешками, прибаутками, короткими стишками, простыми стишками, которые дети смогут повторить. Последовательно выполняя упражнения, мы помогаем ребенку перейти от понимания речи к произнесению сначала отдельных звуков и слов, а затем целых фраз и коротких предложений. Для активизации речевого развития дошкольников можно использовать следующие дидактические игры. Игра с ватой. Вата – простое по структуре слово. Дети его быстро запоминают. Мы будем отрывать кусочки ваты со звуком «ва». Отрываю, говорю «ва» и кидаю кусочек ваты. «Давай ты, сделай ва, еще давай». Надо стимулировать, чтобы отрывал со звуком. Тут же с ватой можно поиграть, подуть на нее, что полезно для речевого дыхания. Если ребенок находится в стадии запуска, то даем один звук «ва». Если может произносить слова, то вводим слово целиком «ва-та». На «ва» — отрываем, на «та» — соединяем вместе вату. «Эта увлекательная артикуляционная гимнастика». Артикуляционная гимнастика помогает детям развить артикуляционный аппарат. Это позволяет детям начать правильно выговаривать звуки и слоги, чтобы заинтересовать ребенка гимнастикой для язычка, можно придумать ему интересную сказку. Например: «Путешествие любопытного Язычка», «Как Язычок ходил гулять», «Язычок в зоопарке». Для детей младшего дошкольного возраста очень полезно выполнять фонетическую гимнастику. Например, коровка мычит: «муууу», кошечка мяукает «мяу», часы тикают «т-т-т», чайник кипит «б-п, б-п, б-п». Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста. «Какой, какая, какое» Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая». «Какое что бывает» Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др. «Когда это бывает» На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой). Все мы знаем, что развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. Речь. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова- «кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи). Спасибо за внимание. Надеюсь, наша встреча была полезной для вас. Учителя-логопеды:
|