Нейрологоритмика.
Нейрологоритмика является современной, инновационной, комплексной и междисциплинарной технологией, представляющей систему терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики. Она объединяет в себе логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию по методу замещающего онтогенеза А.В. Семенович.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Уникальность метода замещающего онтогенеза, заключается в универсальности применения при различной патологии психологического развития у детей.
Скачать презентацию
Актуальность заключается в том, чтов настоящее время специалисты все чаще сталкиваются со специфическими формами речевых нарушений у детей. С такими нарушениями, которые указывают на несформированность или дефицитарность тех мозговых структур, которые обеспечивают нейробиологическую базу речи. Все эти процессы обеспечиваются подкорковыми мозговыми структурами — первым (энергетическим) функциональным блоком мозга (А. Р. Лурия). Ежегодно возрастает количество дошкольников с нарушением тонуса мышц речевого аппарата, нарушением моторики, проблемах в инициации речевой деятельности. Именно нейропсихологические методы позволяют обеспечить наиболее системный подход к коррекции и сопровождению психического и речевого развития ребенка.
Программа направлена на развитие первого (энергетического) блока мозга, активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; формирование познавательно – коммуникативных компетенций; развитие эмоционально – личностных качеств дошкольника.
Целью является построение системы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда по средствам нейрологоримики для преодоления познавательно — коммуникативных, речевых и моторных нарушений дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания
- стимулировать речевую активность через использование элементов логоритмической ритмики
- формировать грамматический строй и связную речь.
- формировать длительный речевой выдох
- формировать двигательные навыки
- способствовать интеллектуальному, физическому и психическому развитию
Развивающие:
- развивать произвольное внимание и саморегуляцию
- развивать зрительное и слуховое восприятие
- развивать психомоторные координации (обеспечивают нейробиологическую базу речи)
- развивать межполушарное взаимодействие
- развивать пространственные представления (соматогнозис)
- развивать коммуникативные навыки
- развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения
- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику
- воспитывать организованность и самостоятельность.
Занятие по нейрологоритмике включает следующие виды активностей:
- Разминка, ходьба и ориентирование в пространстве
- Упражнения на развитие психомоторных (сенсомоторных) координаций
- Глазодвигательные упражнения. Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего — учебной. Для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (поля зрительного восприятия, объем зрительного внимания). Движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга
- Артикуляционные упражнения
- Дыхательная гимнастика улучшает ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Сознательный контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшению чувства тревоги и общей релаксации
- Фонопедические упражнения развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат
- Упражнения на развитие внимания и памяти
- Игры и упражнения на развитие ручного праксиса
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз
- Растяжкинормализуют тонус мышц. Оптимизация тонуса — одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности детей, негативно сказывается на общем ходе их развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности учащихся, гипотонус сочетается с замедленной переключаемостыо нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность
- Перекрестные (реципрокные) упражнения. Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций
- Игры и упражнения на балансире способствуют мозжечковой стимуляции
- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству
-Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
2. 2. Формы организации непосредственно образовательной деятельности
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для детей 5-7 лет с ТНР. Группы формируются исходя из уровня речевого развития детей: ОНР 1-2 уровня речевого развития — численность в группе-не более 6 детей; ОНР 3уровня речевого развития — численность в группе-не более 10-12 детей
Форма организации — подгрупповая
Общее количество занятий в году -
Продолжительность занятий с детьми -1 раз в неделю:
- 5-6 лет — не более 25 минут
- 6-7 лет — не более 30 минут
Кружок функционирует с октября по май. Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.
Вводный:
-Приветствие
-Вводные упражнения
-Разминка
-Маркировка левой руки
Основной этап:
-Интеграция логоритмических и нейропсихологических игр и упражнений
Заключительный этап:
-Подведение итогов
-Прощание.
К концу года обучения дети должны уметь:
- Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх.
- Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.
- Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалоге, излагать мысль в монологе.
- Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, действовать самостоятельно.
- Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании, подчинять этому свои движения.
- Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
- Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов, сочетать с выполнением гимнастических фигур.
- Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
- Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
- Играть и импровизировать на инструментах.
|