Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности взаимодействия учителя — логопеда и родителей в процессе коррекционной работы.
Логопедия
Автор: Ежкова Елена Николаевна   
29.04.2024 11:54

Особенности взаимодействия учителя — логопеда и родителей в процессе коррекционной работы.Особенности взаимодействия учителя — логопеда и родителей в процессе коррекционной работы.

Ежкова Елена Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 59» г. Череповец.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. C введением ФОП перед педагогами и специалистами ДОУ ставится цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Применяя индивидуально-дифференцированный подход в работе с родителями, должны учитываться семейные потребности семьи, включение родителей в совместное решение образовательных задач, вовлечение их в совместные мероприятия. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе и процессе обучения.

 

Зачастую, родителидетей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениям в коррекционной работе, не участвуют в работе по исправлению речевых дефектов у детей. Отсутствие свободного времени длязанятий с детьми дома также вызывают определенные трудности. Поэтому многие родители функции воспитания перекладывают на педагогов и специалистов ДОУ. Тем самым возникает необходимость более тесного взаимодействия специалистов детского сада с родителями, т.к. эффективность работы с детьми, имеющими речевые нарушения, повышается при условии вовлечения родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс.

В работе с родителями необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, но все эти формы должны основываться напедагогике сотрудничества и взаимодействия. Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности и предполагает выполнение нескольких задач:

  1. выявление уровня компетенции родителей в вопросах развития речи ребёнка (обычно, это анкетирование и личные беседы с родителями);
  2. разработка технологии взаимодействия с родителями по речевому развитию дошкольников с ТНР;
  3. привлечение родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушения речи дошкольников с ТНР.

Исходя из этого, у педагогов нашей группы возникла идея создания

«Маминой школы» — как формы сотрудничества, где сочетаются интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

При планировании работы «Маминой школы» приоритетной целью стала система работы, направленная на повышение компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей с ТНР, мы хотели помочь родителям осознать их роль в процессе коррекции речевых нарушений ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, сделать их не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Формат встреч в «Маминой школе» — это консультации и совместные занятия — тренинги родителей с детьми и учителя — логопеда, воспитателя, педагога-психолога, проводимые один раз в месяц на базе ДОУ. Также я использую и онлайн — формат, т.к. возможности общения через интернет позволяют предоставить родителям информацию, подкрепленную текстовым материалом, а также фото, аудио или видеоматериалы. Для многих родителей эта форма работы взаимодействия является, также, приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям: доступности, удобству, экономии времени. Как на очных, так и в онлайн-формате, встречах демонстрируются логопедические приемы (артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего выполнения в домашних условиях.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Он (она) не хочет заниматься дома!». Разъясняю, что у ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях рекомендую родителям не фиксировать внимание на том, что у ребенка неполучается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Первый и главный путь — постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом постараться использовать местоимения «я», «мне», вместо «ты». Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.

На этапе автоматизации звуков рекомендую обращать внимание родителей на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как старый речевой стереотип бывает очень трудно преодолеть. Также очень результативен прием создания в доме, квартире «Места правильной речи», попадая в которое, ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, постепенно увеличивая это пространство.

Очень хочется, чтобы родители проявили интерес и научились правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.

Работа с родителями строится поэтапно, поэтому следует исходить из следующих принципов:

Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности: «Никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».

Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являютсясоциальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.

Принцип эмансипации родителей предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а также самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что, в конечном итоге, поможет им лучше понять своих детей.

Таким образом, осознанное включение родителей в совместный с учителем

– логопедом коррекционный процесс позволяет создать единое пространство речевого развития каждого ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. Серия Библиотека журнала «Логопед».
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. Детство-Прес, 2005.
  3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. — СПб: Детство-Пресс, 2013.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаики-Синтез, 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год