Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте |
Логопедия | |||
Автор: Имедашвили Светлана Викторовна Хвостикова Елена Владимировна | |||
16.04.2024 18:15 | |||
Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте Последнее время наблюдается максимальный прирост детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию в связи с наличием нервно-психических расстройств в детском возрасте. Выраженный рост количества детей, имеющих речевые патологии, обусловливает необходимость поиска не только оптимальных маршрутов коррекционного воздействия на речевое и когнитивное развитие, но также необходимость разработки средств и способов эмоционального развития, облегчающих социальную адаптацию, способствующих формированию готовности к школьному обучению. Вместе с тем важнейшим ресурсом процесса нивелирования и компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка выступает семья. Позитивное семейное функционирование, имеющее в своей основе, на наш взгляд, высокий уровень развития эмоционального интеллекта родителей и реализуемый ими стиль эмоционального воспитания, обеспечивает высокий реабилитационный потенциал семьи. Дошкольники с речевой патологией в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками менее успешно выполняют действия по словесной инструкции, особенно если инструкция многоступенчатая. Такие дети испытывают трудности не только при необходимости понять и удержать инструкцию, но и при необходимости определить конкретные цели действий и средства их достижения. В связи с тем, что речь играет важнейшую роль в произвольной регуляции поведения, нарушения речевого развития негативно влияют на становление отдельных процессов произвольной регуляции, в том числе процессов торможения речевого поведения.
Связь речевого развития и регуляторных функций позволяет предположить, что нарушения речевого развития, оказывающие негативное влияние на регуляцию поведения, будут также отражаться в эмоциональной сфере дошкольников. А.М. Казьмин, исследуя эмоциональное развитие дошкольников с речевой патологией, отмечает, что выраженные эмоциональные и поведенческие отклонения встречаются у них чаще, чем у нормотипично развивающихся детей. При этом среди детей, характеризующихся выраженным эмоциональным неблагополучием и атипичным поведением, 38% имеют сочетанные проблемы вариативного характера. Е.В. Куфтяк отмечает, что дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности при идентификации и понимании чувств сверстников, при необходимости проявить сопереживание и вербально адекватно выразить собственные чувства, в связи с чем реже проявляют доброжелательность, эмпатию к собеседнику. Это приводит к проявлению враждебности, неготовности сотрудничать и договариваться, неспособности конструктивно отстаивать собственную позицию. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада. Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Чтобы провести работу над развитием эмоционального интеллекта, педагогу-психологурекомендуем использовать игры и упражнения, которые можно включить в запланированные занятия. Вот некоторые из них:
Дошкольники, имеющие речевую патологию, испытывают трудности при вступлении в контакт с педагогом, проявляют избирательный интерес к предъявляемым заданиям, угасающий при столкновении с трудностями. На фоне адекватных эмоциональных реакций в ситуации успеха и неудачи у них отмечаются сенситивные и негативные реакции, грубо дезорганизующие деятельность. Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций рекомендуем использовать визуализированную систему поощрений и порицаний. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:
Получение зеленой карточки также означает получение лакомства или какой-то награды на выбор (стикеры, скрепыши и т.п.). Получение желтой — половина лакомства, невозможность сделать выбор желаемой награды, а предложение жестко регламентированного вида поощрения. Получение красной — отсутствие лакомства, либо награды (стикер, скрепыш и т.п.). Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка». Эта технология называется «Цветное поведение» (автор М.И Лынская). С родителями составляют «контракт цветного поведения». На основании контракта ведётся «Дневник цветного поведения» в котором анализируют цвет и причину, приведшие к тому или иному поведенческому акту. Каждое занятие рекомендуем начинать и заканчивать коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик (или шарик су-джок), покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...». Зачастую детям дошкольного возраста не интересны традиционные артикуляционные упражнения. Комплексы игровых артикуляционных упражнений, на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии дошкольники с речевыми нарушениями выполняют с бОльшимитерессом. Также рекомендуем сочетать проведение сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ. В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни — большой палец; 4-6 дни — большой и указательный пальцы; 7-9 дни — большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм. Проявляют интерес дети дошкольного возраста к фольклорно-коммуникативным занятиям, коммуникативно-инициирующим занятиям по системе «Круг», вызывающие эмоциональное воздействие со взрослым и сверстниками. Важно построить систему взаимодействия и работы специалиста — родителя — ребенка для достижения согласованной цели «от желаемой родителем до реальной». Здесь мы руководствуемся следующими принципами:
Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и познавательном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная комплексная поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет решить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил. Педагог-психолог МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Имедашвили Светлана Викторовна, учитель-логопед МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Хвостикова Елена Владимировна.
|