Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте
Логопедия
Автор: Имедашвили Светлана Викторовна Хвостикова Елена Владимировна   
16.04.2024 18:15

Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрастеСовременные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольном возрасте

Последнее время наблюдается максимальный прирост детей дошкольного возраста, имеющих речевую патологию в связи с наличием нервно-психических расстройств в детском возрасте. Выраженный рост количества детей, имеющих речевые патологии, обусловливает необходимость поиска не только оптимальных маршрутов коррекционного воздействия на речевое и когнитивное развитие, но также необходимость разработки средств и способов эмоционального развития, облегчающих социальную адаптацию, способствующих формированию готовности к школьному обучению. Вместе с тем важнейшим ресурсом процесса нивелирования и компенсации ограничений жизнедеятельности ребенка выступает семья. Позитивное семейное функционирование, имеющее в своей основе, на наш взгляд, высокий уровень развития эмоционального интеллекта родителей и реализуемый ими стиль эмоционального воспитания, обеспечивает высокий реабилитационный потенциал семьи.

Дошкольники с речевой патологией в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками менее успешно выполняют действия по словесной инструкции, особенно если инструкция многоступенчатая. Такие дети испытывают трудности не только при необходимости понять и удержать инструкцию, но и при необходимости определить конкретные цели действий и средства их достижения. В связи с тем, что речь играет важнейшую роль в произвольной регуляции поведения, нарушения речевого развития негативно влияют на становление отдельных процессов произвольной регуляции, в том числе процессов торможения речевого поведения.

 

Связь речевого развития и регуляторных функций позволяет предположить, что нарушения речевого развития, оказывающие негативное влияние на регуляцию поведения, будут также отражаться в эмоциональной сфере дошкольников. А.М. Казьмин, исследуя эмоциональное развитие дошкольников с речевой патологией, отмечает, что выраженные эмоциональные и поведенческие отклонения встречаются у них чаще, чем у нормотипично развивающихся детей. При этом среди детей, характеризующихся выраженным эмоциональным неблагополучием и атипичным поведением, 38% имеют сочетанные проблемы вариативного характера. Е.В. Куфтяк отмечает, что дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности при идентификации и понимании чувств сверстников, при необходимости проявить сопереживание и вербально адекватно выразить собственные чувства, в связи с чем реже проявляют доброжелательность, эмпатию к собеседнику. Это приводит к проявлению враждебности, неготовности сотрудничать и договариваться, неспособности конструктивно отстаивать собственную позицию.

Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада. Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Чтобы провести работу над развитием эмоционального интеллекта, педагогу-психологурекомендуем использовать игры и упражнения, которые можно включить в запланированные занятия. Вот некоторые из них:

  1. «Кубик настроений». Данное упражнение проводится со специальным кубиком, на каждой стороне которого изображена одна эмоция (это могут быть лица или смайлики, по которым можно чётко определить и назвать эмоцию). Ребёнку задаётся вопрос: «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с другом?», а ему необходимо выбрать нужную картинку на кубике. Упражнение можно модифицировать: попросить ребёнка подбросить кубик, а затем задать вопрос: «Что за эмоция тебе выпала? Покажи такое же выражение лица. Давай придумаем ситуацию, в которой ты испытываешь что-то подобное». Необходимо объяснять, почему могут возникнуть такие чувства и как можно действовать в таких ситуациях.
  2. «Зеркало». Это упражнение напоминает всеми любимого «Крокодила», только в данном случае отгадать нужно не конкретный предмет, а эмоцию. Педагог может показать с помощью выражения лица и жестов какое-либо эмоциональное состояние, а ребёнок попытается угадать и повторить. Затем можно поменяться ролями. Упражнение проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
  3. «Я радуюсь, когда…». Перебрасывая друг другу мячик, необходимо закончить предложение «Я радуюсь, когда…». Эмоциональная реакция меняется после каждого успешного раза (грущу, злюсь, удивляюсь, боюсь и т.д.). Это поможет отрефлексировать некоторые неосознанные переживания ребёнка и понять, что чувствуют другие люди в разных ситуациях.
  4. «Подушка злости». Это упражнение используется, чтобы помочь детям с физической агрессией выплеснуть её наружу. Для этого в группе или дома в специальном месте хранится подушка, которую злящийся дошкольник может время от времени бить, пинать и топтать. Таким образом происходит хорошая разгрузка нервной системы, снижение агрессивного поведения благодаря использованию социально-приемлемого способа выражения гнева.
  5. «Дневник добра». Это собирательное название для разнообразных комплексов детских достижений, которые помогут дошкольникам наглядно отслеживать свои успехи в какой-либо деятельности. К ним можно отнести дневник побед (что-то, что удалось совершить впервые), дневник хороших воспоминаний (лучшие моменты каждого дня), дневник успеха (самые результативные показатели за день, неделю или месяц). Необходимо понимать, что дневники составляются исходя из мнения ребёнка о наличии какого-либо успеха, победы или воспоминания. То, что кажется взрослому мелочью и недостойным внимания, для дошкольника может иметь большое значение.

Дошкольники, имеющие речевую патологию, испытывают трудности при вступлении в контакт с педагогом, проявляют избирательный интерес к предъявляемым заданиям, угасающий при столкновении с трудностями. На фоне адекватных эмоциональных реакций в ситуации успеха и неудачи у них отмечаются сенситивные и негативные реакции, грубо дезорганизующие деятельность. Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций рекомендуем использовать визуализированную систему поощрений и порицаний. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

  • зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);
  • желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);
  • красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение лакомства или какой-то награды на выбор (стикеры, скрепыши и т.п.). Получение желтой — половина лакомства, невозможность сделать выбор желаемой награды, а предложение жестко регламентированного вида поощрения. Получение красной — отсутствие лакомства, либо награды (стикер, скрепыш и т.п.). Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка». Эта технология называется «Цветное поведение» (автор М.И Лынская). С родителями составляют «контракт цветного поведения». На основании контракта ведётся «Дневник цветного поведения» в котором анализируют цвет и причину, приведшие к тому или иному поведенческому акту.

Каждое занятие рекомендуем начинать и заканчивать коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик (или шарик су-джок), покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

Зачастую детям дошкольного возраста не интересны традиционные артикуляционные упражнения. Комплексы игровых артикуляционных упражнений, на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии дошкольники с речевыми нарушениями выполняют с бОльшимитерессом. Также рекомендуем сочетать проведение сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ. В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни — большой палец; 4-6 дни — большой и указательный пальцы; 7-9 дни — большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм. Проявляют интерес дети дошкольного возраста к фольклорно-коммуникативным занятиям, коммуникативно-инициирующим занятиям по системе «Круг», вызывающие эмоциональное воздействие со взрослым и сверстниками.

Важно построить систему взаимодействия и работы специалиста — родителя — ребенка для достижения согласованной цели «от желаемой родителем до реальной». Здесь мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Ориентация на первоочередное развитие личности, а не коррекцию симптома или синдрома;
  2. Приоритет формирования самостоятельного существования и социальной адаптации ребенка;
  3. Разделение ответственности за результат абилитации между специалистом, родителем и реальными возможностями ребенка;
  4. Формирование надежной привязанности между ребенком и родителями, снижение тревожности;
  5. Развитие мотивации у ребенка к разным видам деятельности через принятие его Самости и личной индивидуализации, талантов, независимо от диагноза;
  6. Развитие абстрактного мышления у ребенка через игру и коммуникацию с другими детьми на занятиях.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя – логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом и познавательном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная комплексная поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет решить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Педагог-психолог МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Имедашвили Светлана Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ №17 «Колокольчик» пос. Малороссийского Хвостикова Елена Владимировна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год