СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР |
Логопедия | |||
Автор: Мартынюк Вера Владимировна | |||
16.04.2024 17:09 | |||
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Подготовила: учитель-логопед В. В. Мартынюк МБДОУ №186 «Детский сад комбинированного вида», г.Кемерово Коррекционно-речевая работа воспитателя осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает своё внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.
В задачу воспитателя входит также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса, контроль над правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоение грамматических форм и.п. При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребёнка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть чёткой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощённый анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновение возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О такие проявления необходимо сразу же сообщить логопеду. На основе учёта потенциальных возможностей детей осуществляется воспитание интереса к речи и восприятию материала логопедических занятий. Собственно, усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Планирование строится согласно тематической неделе. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т.п. В первом периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок. Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Формирование лексического запаса и грамматического строя осуществляется поэтапно: а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым по теме; б) с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения предметов, явлений, событий и т.д; в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи. Для формирования связной речи сначала используется рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развёрнуто). При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения. Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда — Логочас. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Направления работы воспитателя будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи. Основные направления коррекционной работы воспитателя состоят из следующих заданий:
Работа проводится воспитателем по тетради взаимосвязи воспитателя и логопеда. Содержание данных занятий определено программой: а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; б) повторение скороговорок, коротких стихов; в) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления; г) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе; д) повторение лексико-грамматических упражнений. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находиться каждый ребёнок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых в повседневной жизни и деятельности детей. Работая таким образом с детьми, воспитатель может оказаться «внутри» игровой ситуации, возникающей в самостоятельной игре детей, представить и «отобразить» соответствующее действие и переживание детей, а затем адекватно оценить их с педагогической точки зрения. Исходя из задач логопеда и воспитателя, их функции можно разделить следующим образом: Функции логопеда:
Функции воспитателя:
Также важным компонентом в работе воспитателя и логопеда является тетрадь взаимосвязи. В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3-6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранный логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отобранных ранее логопедом, различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи, с чем возникли трудности.
|