Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста |
Логопедия | |||
Автор: Панфилова Инга Юрьевна | |||
05.04.2024 13:26 | |||
Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста Консультация – практикум для родителей МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29» учитель-логопед группы №5 И. Ю. Панфилова Развитие фонематического слуха у детей. Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:
Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве чтения и письма. Для развития фонематического слуха используются различные игры и упражнения. I этап игр узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. IIэтап игр различение звуков речи по тембру, силе и высоте. Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает -близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает -далеко. Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трехмедведей, изменяя высоту голоса. IIIэтап различение речевых звуков Игра «Кто голос издает?» Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит -зззз, ветер дует -сссс, жук жужжит -жжжж, тигр рычит -рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. Игра «Кто больше слов придумывает». Взрослый называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук. Игра «Будь внимателен». Взрослый говорит: «Я буду называть игрушки. Как только ты услышишь первое слово, в котором есть, например, звук [C], ты должен поднять руку». Для игры берутся предметы, в названии которых звук [C] встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком[C]. Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. При делении слов на слоги, учитываем то, что в каждом слоге должен быть гласный звук. Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (отличающийся от других) слог. Игра «Отстукивание слогов». Произносите отчетливо громко слово, например, колесо. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Игра «Незнайка запутался». Взрослый рассказывает историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Он предлагает помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.). Первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Второе задание: выбрать картинку, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет взрослый). Игра «Придумай слово». Взрослыйпредлагает ребенку прослушать какое –либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка –миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза –коса, оса, лиса и т.д.). Игра «Чем отличаются слова?». Взрослыйпредлагает ребенкурассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит –кот, жук –сук, шар –шарф, Маша –каша, горка –норка и т.д.). Ондолжен определить с помощью наводящих вопросов взрослогоразницу в звучании этих слов. Игра «Различай и повторяй». Взрослый предлагает ребенку повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например: «Повторяй за мной только звук [C]» -предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, Си т.д. «Повторяй за мной только слоги со звуком С» -предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д. «Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т. д. (Аналогично игра проводится с любым другим звуком). Игра «Определи первый звук». Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и назвать звук, который он услышит в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо, и тд. Игра «Закончи стихотворение». Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово: Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук). Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка). Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери). Мы собрали васильки, На головах у нас... (венки). Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки). Пес козе принес букет, Сытный будет ей... (обед). Игра «Цепочка». Взрослый называет слово (например, автобус). Ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Далее по очереди делают то же самое, составляя цепочку слов.
|