Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование балансировочных платформ в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Логопедия
Автор: Чумакова Анастасия Юрьевна Яковлева Юлия Геннадьевна   
04.04.2024 17:37

Использование балансировочных платформ в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речиИспользование балансировочных платформ в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Опыт работы

  • Чумакова Анастасия Юрьевна,
  • Яковлева Юлия Геннадьевна

Учителя-логопеды ГБДОУ №34 Выборгского района г. Санкт-Петербург

В настоящее время существует множество исследований, которые показывают, что у детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно развиты навыки проприорецепции.

Проприорецепция – это чувство тела или кинестетическая осознанность (способность мозга воспринимать относительное положение и движение различных частей тела).

 

У детей с нарушениями речи часто, кроме нарушения тонуса, может наблюдаться нарушение проприорецепции мышц артикуляционного аппарата. В результате нарушается кинестетика мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, что приводит к нарушению звукопроизношения, просодики.

Балансировочные тренажеры как раз и предназначены для мозжечковой стимуляции (улучшения деятельности вестибулярного аппарата и развития навыков проприоцепции).

На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА.

Работая со школьниками, доктор Фрэнк Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга.

Методика мозжечковой стимуляции доктора Бильгоу называется так же «Прорыв в обучении» и помогает детям со всего мира справляться со школьной неуспеваемостью, дефицитом внимания, проблемами письма и чтения, в частности.

Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировали метод Ф. Бельгау, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы:

  • уровневая теория организации движения Н. А. Бершейтна
  • теория о системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия
  • принципы нейропсихологии детского возраста Л. С. Цветковой
  • деятельностный подход А. Н. Леонтьева и пр.

В результате чего они разработали свою программу мозжечковой стимуляции.

На базе ГБДОУ комбинированного вида №34 Выборгского района нами была адаптирована и апробирована методика работы на балансировочных платформах на группе детей с тяжелыми нарушениями речи. Содержаниеданной работы представляет собой систему упражнений на балансировочных тренажерах. За основу взята программа мозжечковой стимуляции, разработанная «Ассоциацией детских нейропсихологов г. Москвы» по методу Ф. Бельгау. Данная методика была реализована на двух группах детей старшего и подготовительного возраста в течение двух лет.

Цель упражнений данной методики– научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, стимулируя отделы мозга, отвечающие за координацию и регуляцию мышечной активности в целом. Это в свою очередь способствует улучшению произносительной стороны речи.

Перед собой мы ставили следующие задачи:

  • Коррекция произносительной стороны речи
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Выработка ребёнком контроля над собственной речью
  • Избавление от «кабинетной речи»
  • Повышение мотивации и интереса детей к занятиям

Опишем содержание нашей работы:

  • Дети учатся правильно стоят на балансире, контролировать положение своего тела. Развивается чувство баланса.
  • Ребенок учится различать пространственные представления (право/лево, вниз/вверх), выполнять различные действия частями тела, с мячиками, сенсорными мешочками, предметами и одновременно с этим выполнять логопедические задания на:
  • автоматизацию или дифференциацию звуков
  • развитие фонематических функций
  • отработку лексико-грамматических категорий
  • развитие связной речи.

В своей работе мы использовали несколько видов балансировочных тренажеров: балансировочные- диск, подушка, доска, платформа.

Примеры приемов работы:

Упражнение «Мяч лови и повторяй». Ребенок удерживает баланс, ловит и кидает мяч, в процессе отработки материала на автоматизацию звуков (например – повторяет за логопедом слоги / слова / словосочетания / предложения / чистоговорки со звуком Р).

Упражнение «Мяч подбрось и поймай». Ребенок удерживает баланс, подбрасывает и ловит мяч, выполняя задания на развитие фонематических представлений (например – подбирает и называет слова на заданный звук).

Упражнение «Слушай и определяй». Ребенок стоит на балансировочной платформе и выполняет задания на отработку дифференциации звуков (например – логопед называет слова на аппозиционные звуки С-Ш, ребенок определяет звук и поднимает соответствующую карточку).

Упражнение «Пяточки — носочки». Ребенок стоит на подушке и перекатывается с пяток на носки. Сначала с поддержкой взрослого, а затем самостоятельно. При этом можно отрабатывать различный речевой материал (например – пяточки: произносит ШШШ…, носочки: произносит ССС…).

Упражнение «Подбрасывай или отбивай». Ребенок стоит на балансировочной подушке, подбрасывая и отбывая мяч (например — подбрасывает мяч вверх, если слышит слово со звуком Ж, отбивает от пола, если слышит слово со звуком З).

Упражнение «Звуки слушай и определяй». Ребенок стоит на подушке и с помощью песочных подушечек выполняет задания на развитие фонематических процессов (например – логопед называет слова на аппозиционные звуки по твердости и мягкости, ребенок определяет звук и закидывает в корзинку соответствующую подушечку).

Упражнение «Баланс».

Ребенок учится держать равновесие сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно

Упражнение «Мяч лови и называй». Ребенок удерживает баланс, ловит и кидает мяч, в процессе выполнения задания на развитие лексико-грамматического строя (например – «Один — много»).

Упражнение «Массируем пальчики и держим баланс». Ребенок раскачивается на доске, одновременно с этим выполняя массаж рук, и произнося речевой материал (в зависимости от поставленной задачи).

Упражнение «Подними нужную букву». Ребенок стоит на платформе и выполняет задания на отработку фонематического восприятия (например – логопед называет слова на аппозиционные звуки по звонкости / глухости, ребенок определяет звук и поднимает соответствующую букву).

Упражнение «Пальчики меняй и называй». Ребенок стоит на платформе и выполняет задания пальцевой праксис (например – меняет позу пальцев рук и произносит РА – ЛА).

Упражнение «Мяч бросай и называй». Ребенок удерживает баланс на платформе, бросает мяч на карточки, отрабатывая задания на развитие лексико-грамматического строя (например – согласование числительного с существительным).

После двух лет использования балансиров в нашей работе мы отметили следующие результаты:

  • У детей значительно улучшились показатели усвоения артикуляционных упражнений
  • Улучшились навыки мелкой и общей моторики
  • Значительно улучшилось состояние произносительной стороны речи
  • Улучшились показатели работоспособности
  • Улучшились концентрация и устойчивость внимания
  • Дети усвоили пространственные представления
  • Повысилась мотивация и интерес детей к занятиям
  • Сформировалась способность ребенка осуществлять контроль над собственной речью в момент выполнения нескольких действий одновременно. Это способствовало более быстрому закреплению звуков в речи и избавлению от «кабинетной речи»

Таким образом мы можем отметить, что внедрение балансировочных платформ скоррекционную работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи показал свою эффективность.

Литература:

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / — М.: издательство АСТ, 2021. — 544 с.
  2. Помазкова, Н. А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н. А. Помазкова, О. В. Усманова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 54-61.
  3. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // вестник экспериментального образования. 2015. № 3.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год