«Применение нейроупражнений в логопедической работе» |
Логопедия | |||
Автор: Маслак Ирина Александровна | |||
25.03.2024 19:31 | |||
«Применение нейроупражнений в логопедической работе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Алаторка» муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Выступление на районном мероприятии «День открытых дверей» на тему Подготовила: учитель-логопед Маслак И.А 2024 За последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты отмечают разнообразие форм речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной и других сферах психической деятельности.
Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, в коррекционно-развивающем процессе используются инновационные технологии такие как нейроупражнения. Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей посредством нейроупражнений. Основная цель применения нейроупражнений с детьми нашей группы – это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Нейроупражнения можно использовать на всех этапах коррекционного занятия. Упражнения, используемые мной в работе с детьми: 1. Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж). - Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. — Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями). - Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты). - «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. 2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга). - Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы). - «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [Р], нужно положить в правую корзинку. Если звук [Л] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: «Это РУКА. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку» и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков. - «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой. - «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. 3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). - Передаём мячики, проговаривая слоги (ша, шо,) - «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Рисуем в миске на манке. От центра буквы: А,О, Р. От угла: У,И, К. Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
|