Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
Логопедия
Автор: Кострова Оксана Сериковна   
19.03.2024 14:38

Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Методическая разработка

Автор: учитель-логопед МБДОУ дс № 8 «Сказка» Кострова О.С.

Цель: Формировать грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Задачи:

  • совершенствовать методы и приемы, формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии и требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
  • создать развивающую предметно-пространственную среду для игровой деятельности (трансформируемая, содержательно-насыщенная, полифункциональная, доступная, вариативная, безопасная)
  • обобщить опыт работы по теме: «Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.
  • создать систему работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР, через игровую деятельность.
  • установить взаимодействие родителей, воспитателей и логопеда для обеспечения единых требований при реализации задач коррекционной работы, создать родительский клуб «Речевичок»

Актуальность:

 

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с

дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность навыков грамматического строя, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом. Кроме того, грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно- исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и так далее. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Одним из важнейших направлений коррекционно — развивающего обучения детей с ОНР является формирование лексико-грамматических средств языка, навыка словообразования и развития связной речи.

У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Я считаю, что использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

В своей работе я систематизировала и использовала основные традиционные и нетрадиционные приемы в игровой деятельности с ребенком, как развивающий процесс в формировании грамматического строя речи. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. И с учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Итак, я считаю, проблему формирования лексико-грамматического строя речи в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.

1. Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение

В своей работе использую различные учебные пособия, что позволяет мне повысить свой уровень знаний и помогает в практической работе с детьми, достигнуть поставленной цели, скорректировать отдельные моменты, пополнить картотеки. Целостность педагогического развития с воспитанниками я обеспечиваю в реализации следующих программ:

В своей работе использовала литературу:

  • Парциальная программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекция нарушений речи» В этой программе выстроена коррекционная работа с дошкольниками имеющие особенности развития, посещающих группы комбинированной направленности. Структура программного материала предусматривает описание формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Лопатина Л.В.. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста — в пособии описаны особенности фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией и представлены игры и упражнения для коррекции этих нарушений.
  • Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. В пособии представлена система заданий и упражнений, направленных на формирование и коррекцию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Издание предназначено для учителей- логопедов, воспитателей речевых и массовых групп, родителей.
  • Быстрова И.А, Сизова Э.А, Шуйская Т,А Логопедия в диалогах. Книга предлагает подборку материала, который может быть использован как для заучивания наизусть. Так и для развития фонетико- лексико- грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены интересные практические задания и т.д..

Материал, собранный опытными педагогами-логопедами, позволит ребёнку освоить непростые правила русской грамматики в игровой форме.

Грамотно организованная среда даёт мне возможность неформально построить логопедические занятия так, чтобы избежать монотонности и помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

В логопедическом кабинете, всё пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, индивидуальные тетради, ручки, карандаши, игры на развитие мелкой моторики рук.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство: стол для индивидуального занятия, столы для групповых занятий, а также занятия могут проходить сидя на ковре. Имеется различное оборудование: мячи, мешочки набитые песком и крупой, массажные шарики «Су джок», разноцветные ветродуйки, султанчики, ленточки, а также пособия, необходимые для проведения по формированию лексико- грамматического строя речи детей. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми (Лэпбуки).

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, здесь подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию.

В коррекционном центре используются: говорящая азбука, настольно – печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозаики, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Накоплен практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Ведь речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей, которое в большей степени помогает в развитии и формировании грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью игр и упражнений.

Повышать профессиональный уровень и обмениваться мнениями с коллегами позволяют интернет ресурсы. Теоретический и практический материал, предлагаемый на сайте Социальная сеть работников образования https: //nsportal. ru, Маам.руhttps: //www. maam. ru, Время Знаний — для воспитателей и родителей http: //edu-time. ru/, Новосибирская открытая образовательная сеть http: //www. edu54. ru

2. Разработкапрограммно-методическогообеспечения

Входила в состав творческой группы детского сада, принимала участие в разработке «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи» (4-7 лет). МБДОУ Детский сад №8 «Сказка», она является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОО. Программа обеспечивает образовательную деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области: в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (ст. 2 п.28 закона Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). https://skazka8. edusite. ru/sveden/education. html

  • Так-же принимала участие в разработке Рабочая программы Воспитания в ДОУ, которая я считаюнеобходима для реализации единых принятых в государстве требований и решения воспитательных задач. Этот документ может стать незаменимым помощником для воспитателей, стремящихся перейти к «воспитатель-развивающей» позиции и эффективно использовать воспитательный потенциал семьи.
  • Создала систему работы, которая способствовала формированию грамматического строя речи детей с ОНР, осуществляемых в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности посредством логопедичеких игр и упражнений. Система работы представлена на сайте МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области.
  • На каждого ребенка ОВЗ составляю Индивидуальный маршрут, где учитываю: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности; сотрудничество организации с семьей; Цель индивидуального образовательного маршрута: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

По моему мнению, взаимодействиеучителя-логопедасродителями, каксучастникамиобразовательногопроцесса, значительноповышаетрезультативностькоррекционно-развивающейработы ипрофилактическойработы.

Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействиясродителямивоспитанников: собраний, групповыхииндивидуальныхконсультаций, атакжемастер-классыпообучениюартикуляционнымупражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическимиграм, открытыеиитоговыезанятиядляродителейсцельюобученияихигровымприемамзакрепленияречевыхнавыков, созданиеинформационныхстендов.

Проработав некоторое время у меня возникла идея создания наиболее интересной и продуктивной формы сотрудничества — родительского клуба. Мы предположили, что создание клуба для родителей, объединенных одной проблемой (квалифицированная логопедическая помощь детям) – это возможность в дружеской атмосфере оказания теоретической и практической поддержки родителям в развитии и формировании речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений. Поскольку в нашей группе приоритетным направлением является формирование лексико- грамматического строя речи, это и обусловило название клуба «Речевичок». …… Ссылка. Проводя работу в рамках клуба, замечаю, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, успехам детей, а также принимают активное участие в создании игровых пособий.

Составила перспективный план работы с детьми и родителями для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР. Разработала анкетирование и консультации для родителей по данной теме.

3. Методы итехнологииобучения, воспитанияобучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе обучающихся с ОВЗ

Известно, что игра ведущий вид деятельности и как форма способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта, у ребенка, взявшего на себя в игре определенную роль, процесс запоминания протекает быстрее и легче. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека — речь. Игра невозможна без речевого общения. Хорошо развитая речь является необходимым условием успешного обучения в школе. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развёрнутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои суждения. игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

Коррекционная работа становится более эффективной при применении различных игр и упражнений с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают материал. Чтобы вызвать у детей интерес к обучению, использую различные пособия, настольно – печатные игры, игровые упражнения с использованием различных игрушек, игровые упражнения с использованием элементов речедвигательной ритмики, игровые упражнения с использованием музыкального сопровождения..

Игры и игровые упражнения с использованием картинок — помощников.

«Покажите ребёнку картинку, и он заговорит» — говорил К.Д. Ушинский. Картинки-помощники незаменимые спутники в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на любом этапе. С картинками ребёнку становиться интересней и увлекательней, помогают скрасить однотипность упражнений применяемых в компенсирующей группе. Игра строится так, чтобы как можно больше слов проговорили дети. задача воспитателя превратить волшебную картинку в увлекательную историю или рассказ, чтобы ребёнок захотел поиграть и в процессе игры решаются поставленные коррекционные задачи. поэтому игры подбираются те, которые носят комплексный характер и в процессе коррекции происходит:

  • укрепляется психологическая база речи: память, восприятие, мышление, внимание
  • знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями
  • согласование прилагательных с существительными разных родов
  • правильное употребление местоимений «он, она, они»
  • образование формы родительного падежа у существительных разных родов и чисел

у детей закрепляется навыки правильного согласования притяжательных местоимений «мой, моя, моё» с существительными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; навык сравнения предметов по величине, форме, цвету и другим признакам, расширяется и обогащается словарный запас.

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

Работу провожу по следующим направлениям:

  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж)
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных)
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики использую и для развития грамматического строя речи. На первом этапе работы использовала игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Вводила приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем переходить к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память. Дидактические игры — лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д., использовала и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материал, проводила игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

После знакомства детей со сложными предлогами проводила игру "Что изменилось?". Предлагала детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь. Затем, при знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагала детям составить предложения по образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления использовала пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

С целью развития словообразования использовала с детьми следующие приемы работы (игры и задания):

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам). и. д.

Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

-Игры и упражнения:

«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений соблюдала следующие условия:

  • систематичность проведения
  • распределение их в порядке нарастающей сложности
  • подчинённость заданий выбранной речевой цели
  • чередование и вариативность игр и упражнений.

Таким образом, по моему, мнению, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов у детей вызывают огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении (искажении смысла и структуры) и замене по фонетическому сходству. Применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает легкое и быстрое усвоение программного материала.

И так, применение оптимальных игровых средств, в коррекционной работе логопеда, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.

Именно поэтому, тема моей работы является: Формирование грамматического строя речи детей дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр и упражнений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год