Современные формы работы учителя – логопеда с семьей |
Логопедия | |||
Автор: Полякова Наталья Ярославовна | |||
23.02.2024 11:39 | |||
Современные формы работы учителя – логопеда с семьей «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» /В. А. Сухомлинский/ Дошкольный возраст – период, когда ребенок восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья.
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество и государство. Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, интеллектуального и речевого развития. Сегодня отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами и наблюдается снижение качества общения между ребенком и взрослым. У семьи и дошкольного учреждения воспитательные функции разные, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. Взаимодействие учителя – логопеда с семьей дошкольника является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которогоможно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Процессы в системе образования, инновационные программы, обусловили необходимость решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической компетентности родителей. Таким образом, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями с целью установления партнерских отношений в интересах ребенка. Система работы по взаимодействию с родителями В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В основе организации взаимодействия ДОУ с семьей лежат принципы:
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи. Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием различных факторов. Важно ориентироваться в работе с семьей на межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно – педагогическом просвещении и консультировании. К основным задачам сотрудничества учителя – логопеда с родителями относятся: Формирование у них мотивации к совместной деятельности с детьми; Объединение усилий педагога и родителей для развития и коррекции речи детей; Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка; Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы. В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы работы с семьей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Доказано, что семья может внести значительный вклад в процесс автоматизации звуков, в развитие связной речи дошкольника, в дело подготовки ребенка к школьному обучению [6, 455]. Но для этого необходимо объяснить родителям сущность процесса коррекции и развития речи ребенка, нужно научить родителей заниматься дома со своими детьми, совершенствуя речь. В своей работе начинаю партнерский контакт с анкетирования. Анкета – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребенка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие в момент коммуникации. Далее, работа с родителями выстраивается поэтапно: в начале учебного года сообщаются результаты логопедического обследования, говорится об особенностях речевого развития каждого воспитанника, подчеркивая сильные стороны ребенка и перспективы улучшения речи; обращается внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показываются приемы работы с ребенком; подчеркиваются успехи и трудности дошкольника. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую традиционные и современные формы работы. Формы работы с семьей разнообразные, это иинформационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные, но применяю в своей деятельности те, которые необходимы родителям и решают коррекционные задачи учителя – логопеда. К ним относятся: Беседы, логопедические минутки; Письменные консультации, папки – передвижки; Современные и традиционные родительские собрания; Информационные стенды с фотоотчетом или с информацией логопедического просвещения; Шпаргалки, листовки и буклеты; Тренинги, всеобучи; Совместные развлечения (приложение №1); Страница учителя – логопеда на сайте ДОУ и международном образовательном портале «Маам»; Электронный альбом «Играй, познавай, речь развивай»; Детско – родительский клуб «Планета Ромашек». Применение традиционных и инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие оказывает влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка. Еще лет десять назад, проводя мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ, было выявлено, что активность большинства семей, имеющих детей с речевой недостаточностью, низкая. Для родителей был характерен формальный подход к взаимодействию с узкими специалистами ДОУ, недостаточный уровень логопедических знаний. Данный факт обусловил необходимость оптимизировать коррекционную работу и найти новые и интересные подходы к взаимодействию с семьей. Так и возникла идея создания детско – родительского клуба «Планета Ромашек» совместно с педагогом – психологом, а в дальнейшем стали реализовываться и другие формы работы с родителями. В МБДОУ «Сказка» г. Билибино, Чукотского автономного округа с 2012 года осуществляет свою деятельность детско – родительский клуб «Планета Ромашек». Учитель — логопед и педагог – психолог приглашают своих воспитанников и родителей на совместные игры. Специалисты, организующие деятельность Клуба, ведут планирование и учет его деятельности, исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, с учетом психолого – логопедической необходимости и современных методических требований. Детско – родительский клуб «Планета – Ромашек» Цель: оказание психолого – логопедической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение. Основными задачами Клуба являются:
План работы детско – родительского клуба «Планета Ромашек» (Приложение №2). Результативность новых форм взаимодействия с родителями Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовался опрос, открытка, анкетированиеи другие методы, которые позволили глубже узнать индивидуальные способности и возможности ребенка. Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей – участников процесса, показала свою эффективность. Например, улучшились детско – родительские отношения; повысилась ответственность родителей за речевое развитие ребенка. Установлено, что совместная деятельность меняет психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее. Опыт работы показал, что родители стали более компетентными ввопросах воспитания детей и образования. При совместной деятельности в детско – родительском клубе родители стали свободнее обмениваться опытом семейного воспитания, проявлять искренний интерес к речевому развитию ребенка. Применяют умения и навыки, приобретенные на встречах с учителем – логопедом. Таким образом, сотрудничество педагога и семьи позволяет осуществлять подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Полякова Наталья Ярославовна, Учитель – логопед, МБДОУ «Сказка», г. Билибино, Чукотский АО
|