Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные формы работы учителя – логопеда с семьей
Логопедия
Автор: Полякова Наталья Ярославовна   
23.02.2024 11:39

Современные формы работы учителя – логопеда с семьейСовременные формы работы учителя – логопеда с семьей

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» /В. А. Сухомлинский/

Дошкольный возраст – период, когда ребенок восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья.

 

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество и государство. Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, интеллектуального и речевого развития.

Сегодня отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами и наблюдается снижение качества общения между ребенком и взрослым. У семьи и дошкольного учреждения воспитательные функции разные, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие учителя – логопеда с семьей дошкольника является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которогоможно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.

Процессы в системе образования, инновационные программы, обусловили необходимость решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической компетентности родителей.

Таким образом, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями с целью установления партнерских отношений в интересах ребенка.

Система работы по взаимодействию с родителями

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В основе организации взаимодействия ДОУ с семьей лежат принципы:

  • Единство воспитательных воздействий;
  • Преемственность согласованных действий;
  • Обратная связь;
  • Индивидуальный подход к каждой семье.

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием различных факторов. Важно ориентироваться в работе с семьей на межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно – педагогическом просвещении и консультировании. К основным задачам сотрудничества учителя – логопеда с родителями относятся:

Формирование у них мотивации к совместной деятельности с детьми;

Объединение усилий педагога и родителей для развития и коррекции речи детей;

Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы работы с семьей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Доказано, что семья может внести значительный вклад в процесс автоматизации звуков, в развитие связной речи дошкольника, в дело подготовки ребенка к школьному обучению [6, 455].

Но для этого необходимо объяснить родителям сущность процесса коррекции и развития речи ребенка, нужно научить родителей заниматься дома со своими детьми, совершенствуя речь. В своей работе начинаю партнерский контакт с анкетирования. Анкета – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребенка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие в момент коммуникации. Далее, работа с родителями выстраивается поэтапно: в начале учебного года сообщаются результаты логопедического обследования, говорится об особенностях речевого развития каждого воспитанника, подчеркивая сильные стороны ребенка и перспективы улучшения речи; обращается внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показываются приемы работы с ребенком; подчеркиваются успехи и трудности дошкольника.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую традиционные и современные формы работы.

Формы работы с семьей разнообразные, это иинформационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные, но применяю в своей деятельности те, которые необходимы родителям и решают коррекционные задачи учителя – логопеда. К ним относятся:

Беседы, логопедические минутки;

Письменные консультации, папки – передвижки;

Современные и традиционные родительские собрания;

Информационные стенды с фотоотчетом или с информацией логопедического просвещения;

Шпаргалки, листовки и буклеты;

Тренинги, всеобучи;

Совместные развлечения (приложение №1);

Страница учителя – логопеда на сайте ДОУ и международном образовательном портале «Маам»;

Электронный альбом «Играй, познавай, речь развивай»;

Детско – родительский клуб «Планета Ромашек».

Применение традиционных и инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие оказывает влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.

Еще лет десять назад, проводя мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ, было выявлено, что активность большинства семей, имеющих детей с речевой недостаточностью, низкая. Для родителей был характерен формальный подход к взаимодействию с узкими специалистами ДОУ, недостаточный уровень логопедических знаний. Данный факт обусловил необходимость оптимизировать коррекционную работу и найти новые и интересные подходы к взаимодействию с семьей. Так и возникла идея создания детско – родительского клуба «Планета Ромашек» совместно с педагогом – психологом, а в дальнейшем стали реализовываться и другие формы работы с родителями.

В МБДОУ «Сказка» г. Билибино, Чукотского автономного округа с 2012 года осуществляет свою деятельность детско – родительский клуб «Планета Ромашек». Учитель — логопед и педагог – психолог приглашают своих воспитанников и родителей на совместные игры. Специалисты, организующие деятельность Клуба, ведут планирование и учет его деятельности, исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, с учетом психолого – логопедической необходимости и современных методических требований.

Детско – родительский клуб «Планета – Ромашек»

Цель: оказание психолого – логопедической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение.

Основными задачами Клуба являются:

  • обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
  • оказание всесторонней психолого – логопедической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в обеспечении успешной социализации;
  • психолого – логопедическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

План работы детско – родительского клуба «Планета Ромашек» (Приложение №2).

Результативность новых форм взаимодействия с родителями

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовался опрос, открытка, анкетированиеи другие методы, которые позволили глубже узнать индивидуальные способности и возможности ребенка. Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей – участников процесса, показала свою эффективность. Например, улучшились детско – родительские отношения; повысилась ответственность родителей за речевое развитие ребенка.

Установлено, что совместная деятельность меняет психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Опыт работы показал, что родители стали более компетентными ввопросах воспитания детей и образования. При совместной деятельности в детско – родительском клубе родители стали свободнее обмениваться опытом семейного воспитания, проявлять искренний интерес к речевому развитию ребенка. Применяют умения и навыки, приобретенные на встречах с учителем – логопедом.

Таким образом, сотрудничество педагога и семьи позволяет осуществлять подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

Полякова Наталья Ярославовна,

Учитель – логопед, МБДОУ «Сказка»,

г. Билибино, Чукотский АО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год