Инновационные технологии в работе учителя-логопеда |
Логопедия | |||
Автор: Шарафутдинова Регина Робертовна | |||
12.02.2024 10:31 | |||
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда Шарафутдинова Р. Р. Шарафутдинова Регина Робертовна – учитель-логопед высшей категории МАДОУ Детский сад №18 Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Аннотация: В последние время, во всем мире резко увеличилось количество проблем с поведением и нарушением развития речи, задержки психического развития, проблемы чтения и письма у детей. Что же изменилось? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а то все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Ключевые слова: нейропсихология, межполушарные связи, новые технологии, кинезиология, нейрогимнастика. «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях, даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии» И.П. Павлов Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающаямозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Создателями нейропсихологии являются Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Головной мозг ребенка созревает к шести годам, и постепенно прекращает формироваться в подростковом возрасте. Период активного развития головного мозга (до 6 лет) наиболее оптимален для коррекции его деятельности. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а также интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. Они соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между двумя полушариями. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль. Правое полушарие отвечает за воображение, которое позволяет человеку воображать, фантазировать, мечтать, и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы. Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении, такие как:
На несформированность межполушарного взаимодействия указывают такие признаки, как:
К счастью, полушария мозга можно развивать. Особенно это важно в дошкольном возрасте, ведь это период активного развития мозговых структур. Развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические и нейропсихологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. В последнее время можно отметить увеличение детей с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью. Таким детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда, в дальнейшем, страдают навыки чтения. В итоге дети приходят в школу и им тяжело освоить чтение и письмо. Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционной работе является использование нейрогимнастических игр. Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. Цели нейрогимнастики:
Активизация двух полушарий позволяет более продуктивно корректировать работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья, через определенные двигательные упражнения. Для понимания влияния этих упражнений на мозг ребенка необходимо уточнить следующее понятие: межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую, целостную систему. В нынешнее время растет необходимость в здоровьесберегающих технологиях, такими и являются"Кинезиология и нейрогимнастика". Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. Данные методы активно внедряется у детей на этапе подготовки к школе и детей с трудностями обучения. Развивать межполушарные связи очень просто, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи. Развитие правого полушария и межполушарных связей происходит в процессе очень интересных упражнений. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Это не только здоровьесбережение, но и игровые технологии. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием поможет оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые в работе: 1. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на общие навыки ребенка. Объясняется это тем, что в процессе взаимодействия систем происходит быстрое формирование связей между нейронами. 2. Глазодвигательные упражнения. Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем. 3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта — артикуляция её активизирует. 4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга. 5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. 6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства. Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.
Примеры функциональных упражнений. «Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения. «Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз. Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками). 8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Примеры коммуникативных упражнений. Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения. «Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку». Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д — Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми. 9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом. Все упражнения могут использоваться как в совокупности и представляют собой комплекс психомоторной гимнастики (имеют чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и могут выступать элементом непосредственной образовательной деятельности, применяясь в режимных моментах. Например, – зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки; – физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия; – игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения; – пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка. Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. В заключении хочется сказать. Применение данных методов позволяет: Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю. На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция — единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей от 3 до 13 лет, имеющих трудности в обучении и поведении. Следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю, что способствует коррекции недостатков в развитии дошкольника! Но, хочется обратить внимание на то, что огромнаяпользаипривлекательностьнейроигрсостоитвих простоте и практичности, ведь не только ребенок, но и взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Желаю успехов! Список используемой литературы:
|