Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.
Логопедия
Автор: Панфилова Ольга Николаевна   
09.02.2024 22:18

Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.

Панфилова Ольга Николаевна учитель-логопед МБДОУ Д/с № 460

"Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует прежде всего на душу ребёнка силой и обаянием ритма". (Е. И. Тихеева — российский педагог)

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает комплексность педагогического воздействия, направленного на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. У детей с трудностями речевого развития заметно снижена мотивация к образовательной деятельности, к преодолению речевых нарушений. Актуальным решением данной проблемы, на мой взгляд, является стимуляция коммуникативной активности дошкольников старшего возраста с речевыми нарушениями посредством стихотворных текстов. Я, как учитель — логопед, решила строить систему логопедической работы через применение в своей практике поэтических текстов. Художественное стихотворение имеет громадное преимущество перед другими жанрами, так как действует на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят яркое впечатление на детей.

Поэтическая речь, в виду своих структурных особенностей (ритмика, рифма, ассонанс, ассоциативность и пр.), является прекраснымсистемным организатором мозга. Под действием поэтического словаинтенсивно развиваются зоны мозга, ответственные за развитие речи уребёнка: центр экспрессивной речи (моторной), (зона Брокка), центрсенсорной речи (зона Вернике) и др. Песня, стихотворение — это механизмэффективного формирования речевых зон мозга человека.

 

Я,стараюсьобогащать словарный запас детей, расширять и углублять кругозор, формировать необходимые для жизни знания, умения и навыки через художественное слово: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, стихи, сказки. Дети знакомятся с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению в школе. Живое литературное слово, пословицы, загадки, потешки, стихи, сказки позволяют мне, как учителю-логопеду, решать коррекционно-развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. В первую очередь, это:

  • коррекция звукопроизношения; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса; преодоление грамматических нарушений; развитие связных высказываний; развитие просодических компонентов речи.

Хороший стихотворный текст, сразу заинтересовывающий детей, является лучшей предпосылкой для плодотворной коррекционной работы. Поэтическая речь широко используется мной в коррекционных целях: автоматизация, дифференциация звуков; развитие интонационной стороны речи, голоса, дыхания, темпа, ритма. Я в своей работе суммировала и расширила речевой материал по методике Н.Ю. Морозовой, И.Ю. Абелевой, Н.В. Синициной и использую в своей работе следующие приемы и методы работы с поэтическим текстом:

  • Работа над стихотворной речью;
  • Сказка в стихах;
  • Стихи;
  • Басни;
  • Речевые игры.

Приведу пример наиболее часто применяемых мной приёмов над стихотворной речью: запись и прослушивание выступлений актеров, дикторов (пробовать им подражать); запись и прослушивание речи самого ребенка с анализом и разбором прослушанного; использование в работе музыкальных инструментов (читать в сопровождении аккомпанемента); сочетание чтения, как с движением руки, так и с ударом мяча, для выделения ударного слога; воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт; напевное, выразительное чтение текста стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация); воспроизведение ритма стихотворения, играя с мячом; использование песен, озвучивание мотива песни в разных тональностях, сочетание пения с движением рук, ходьбой, маршировкой на месте.

Также я активно использую приемы и методы, предложенные Г.А. Тумаковой:

речевые игры – сюжеты, которых зависят от правильного употребления отдельных звуков, слов (происходит развитие фонематического слуха и восприятия); загадки – складки; веселые рифмовки (дети придумывают неожиданные ситуации, рифмуя слова); словарные упражнения (формирование первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи); поговорки-сравнения.

Поэзия воспитывает культуру речи, развивает интонационную выразительность, голос, речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста. Посредством поэтических текстов успешно осуществляю индивидуальный подход, ориентируюсь на диагноз ребёнка, его возрастные и психологические особенности, подбираю наиболее приемлемую методику по преодолению речевых нарушений.

Коррекционную работу систематизировала по трём направлениям:

1. Развитие фонематического слуха.

Осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.

  • звук произносится изолированно;
  • звук выделяется голосом при его уточнении в словах;
  • дифференциация изолированных звуков в словах и во фразовой речи.

2. Формирование правильного звукопроизношения

Цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

  • Постановка звука.
  • Автоматизация поставленного звука.
  • Дифференциация звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков идет сначала в изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, рассказах и самостоятельной речи. На всех этапах я также включаю поэтические тексты. Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, подгрупповые – 15-30 минут, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и уровня нарушения звукопроизношения.

3. Развитие голоса, дыхания, просодических компонентов речи.

  • Тренировка длительного речевого выдоха.

(Проводится на отдельных звуках, далее-на словах, коротких фразах, чтении стихотворений).

  • Работа над выразительностью речи отрабатывается во фразах (логическое ударение, интонация, паузы), затем все эти компоненты автоматизируются в рассказах, стихах.

Использование и применение поэтических произведений художественной литературы и фольклора помогает повысить заинтересованность дошкольников; сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению; улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь; развивать и повышать культуру речи; расширять детские представления об окружающем их мире; прививать любовь и уважение к книге. Таким образом, поэтическая художественная литература

и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

Список литературы

  1. Абелева И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. — М., 2012.
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972
  3. Куликова Е.Ю. Анализ лирического текста в работе с детьми дошкольного возраста. – Н., 2003
  4. Лопухина Н.С. Речь. Ритм. Движение. – СПб., 1997.
  5. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1991.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год