Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов. |
Логопедия | |||
Автор: Панфилова Ольга Николаевна | |||
09.02.2024 22:18 | |||
Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов. Панфилова Ольга Николаевна учитель-логопед МБДОУ Д/с № 460 "Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует прежде всего на душу ребёнка силой и обаянием ритма". (Е. И. Тихеева — российский педагог) Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает комплексность педагогического воздействия, направленного на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. У детей с трудностями речевого развития заметно снижена мотивация к образовательной деятельности, к преодолению речевых нарушений. Актуальным решением данной проблемы, на мой взгляд, является стимуляция коммуникативной активности дошкольников старшего возраста с речевыми нарушениями посредством стихотворных текстов. Я, как учитель — логопед, решила строить систему логопедической работы через применение в своей практике поэтических текстов. Художественное стихотворение имеет громадное преимущество перед другими жанрами, так как действует на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят яркое впечатление на детей. Поэтическая речь, в виду своих структурных особенностей (ритмика, рифма, ассонанс, ассоциативность и пр.), является прекраснымсистемным организатором мозга. Под действием поэтического словаинтенсивно развиваются зоны мозга, ответственные за развитие речи уребёнка: центр экспрессивной речи (моторной), (зона Брокка), центрсенсорной речи (зона Вернике) и др. Песня, стихотворение — это механизмэффективного формирования речевых зон мозга человека.
Я,стараюсьобогащать словарный запас детей, расширять и углублять кругозор, формировать необходимые для жизни знания, умения и навыки через художественное слово: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, стихи, сказки. Дети знакомятся с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению в школе. Живое литературное слово, пословицы, загадки, потешки, стихи, сказки позволяют мне, как учителю-логопеду, решать коррекционно-развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. В первую очередь, это:
Хороший стихотворный текст, сразу заинтересовывающий детей, является лучшей предпосылкой для плодотворной коррекционной работы. Поэтическая речь широко используется мной в коррекционных целях: автоматизация, дифференциация звуков; развитие интонационной стороны речи, голоса, дыхания, темпа, ритма. Я в своей работе суммировала и расширила речевой материал по методике Н.Ю. Морозовой, И.Ю. Абелевой, Н.В. Синициной и использую в своей работе следующие приемы и методы работы с поэтическим текстом:
Приведу пример наиболее часто применяемых мной приёмов над стихотворной речью: запись и прослушивание выступлений актеров, дикторов (пробовать им подражать); запись и прослушивание речи самого ребенка с анализом и разбором прослушанного; использование в работе музыкальных инструментов (читать в сопровождении аккомпанемента); сочетание чтения, как с движением руки, так и с ударом мяча, для выделения ударного слога; воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт; напевное, выразительное чтение текста стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация); воспроизведение ритма стихотворения, играя с мячом; использование песен, озвучивание мотива песни в разных тональностях, сочетание пения с движением рук, ходьбой, маршировкой на месте. Также я активно использую приемы и методы, предложенные Г.А. Тумаковой: речевые игры – сюжеты, которых зависят от правильного употребления отдельных звуков, слов (происходит развитие фонематического слуха и восприятия); загадки – складки; веселые рифмовки (дети придумывают неожиданные ситуации, рифмуя слова); словарные упражнения (формирование первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи); поговорки-сравнения. Поэзия воспитывает культуру речи, развивает интонационную выразительность, голос, речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста. Посредством поэтических текстов успешно осуществляю индивидуальный подход, ориентируюсь на диагноз ребёнка, его возрастные и психологические особенности, подбираю наиболее приемлемую методику по преодолению речевых нарушений. Коррекционную работу систематизировала по трём направлениям: 1. Развитие фонематического слуха. Осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.
2. Формирование правильного звукопроизношения Цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
Автоматизация и дифференциация звуков идет сначала в изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, рассказах и самостоятельной речи. На всех этапах я также включаю поэтические тексты. Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, подгрупповые – 15-30 минут, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и уровня нарушения звукопроизношения. 3. Развитие голоса, дыхания, просодических компонентов речи.
(Проводится на отдельных звуках, далее-на словах, коротких фразах, чтении стихотворений).
Использование и применение поэтических произведений художественной литературы и фольклора помогает повысить заинтересованность дошкольников; сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению; улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь; развивать и повышать культуру речи; расширять детские представления об окружающем их мире; прививать любовь и уважение к книге. Таким образом, поэтическая художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника. Список литературы
|