Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда. |
Логопедия | |||
Автор: Литвинова Марина Михайловна | |||
03.02.2024 23:06 | |||
Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда. Учитель-логопед Литвинова Марина Михайловна МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки» г. Долгопрудный В последние годы и продолжает расти число детей с нарушениями речи. Сбор статистических данных по данной проблеме указывает на увеличение динамики распространенности речевых нарушений, например, в 2012 году 49% детей старшего дошкольного возраста имели речевые патологии, в 2013 году – 46%, в 2014 году – 51%, в 2015 году – 54%, в 2017 году – 58%. На 2020 год исследования показали, что у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. На 2022 год по данным Министерства просвещения 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи.
Можно выделить несколько причин речевых нарушений:
Речевые нарушения исследуют большое количество наук: психология, медицина, лингвистика, психолингвистика и многие другие. Для того, чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения можно применить нейропсихологический подход. Нейропсихологический подход в логопедии является современной техникой, методом для коррекционно-развивающей работы. Важным этапом коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушения речи, является диагностика типа нарушенного развития, определяющая характер, структуру речевых нарушений и позволяющая определить основные пути её коррекции. В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР). Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции. Нейропсихологическая коррекция — это система методов, возникшая на основе разработок нейропсихологии. Она предназначена для детей с самого раннего периода онтогенеза. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения. Системный подход к коррекции формирования речи ребенка диктует необходимость включения смежных методов в логопедию. Междисциплинарные связи современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими помогают расширить сферу воздействия на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и профилактики речевых нарушений, что положительно сказывается на дальнейшем обучении ребенка. Использование нейропсихологических методов в работе логопеда может помочь предотвратить речевые нарушения и ускорить их коррекцию, восстанавливая поврежденные звенья высших психических функций, включая речь. Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и координацию различных структур мозга. Это позволяет логопедам более эффективно выполнять свою работу. Нейропсихологические методы включают в себя различные техники, такие как игры, упражнения на память, концентрацию, внимание и др. Эти методы помогают стимулировать различные области мозга, улучшая их функциональность и повышая эффективность обучения. Нейропсихологический подход позволяет выявить нарушения и определить, какие именно психические функции нуждаются в коррекции. Это помогает разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. В итоге, использование нейропсихологического подхода при диагностике общего недоразвития речи у дошкольников является эффективным методом, который позволяет выявить нарушения в функционировании высших психических функций и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. Нейропсихологический подход заключается в использовании движения для коррекции нарушенных психических процессов у детей, таких как внимание, память, мышление, речь и эмоционально-волевая сфера. Для этого применяются нейропсихологические методы исследования, которые состоят из системы взаимосвязанных заданий, называемых пробами. Каждый тест, который направлен на изучение высшей психической функции, может также показать состояние других высших психических функций, которые системно связаны с исследуемой функцией. Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
Нейропсихологические игры представляют собой набор упражнений и приёмов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга посредством выполнения физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в его взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями. Целью нейропсихологических игр является — активация различных отделов коры головного мозга, её больших полушарий, которые обеспечивают развитие высших психических функций, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие. Нейропсихологическая коррекция или коррекционно-развивающее воспитание детей — одно из направлений практического применения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии. Теоретической основой нейропсихологической коррекции является идея о том, что все психические процессы имеют сложную многоуровневую структуру и основаны на работе многих структур мозга, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание. Таким образом, можно сделать вывод, что нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат не только в речевом развитии ребёнка, но и в познавательном развитии, в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей. Список использованной литературы:
|