«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ». |
Логопедия | |||
Автор: Беликова Светлана Александровна | |||
07.01.2024 23:23 | |||
«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ». Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:
Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей: Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Беседы о результатах совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их. Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям Выступление на педсоветах и родительских собраниях Консультации, семинары – практикумы, мастер – классы. Речевой уголок в группе В этом учебном году в нашем детском саду проходил смотр-конкурс «Лучший речевой уголок». Мы совместно с логопедом дополнили и обновили материалы для индивидуальных и групповых занятий с детьми по всем направлениям нашей деятельности. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. По итогам смотра конкурса наша группа заняла почётное 1 место Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Индивидуальное консультирование педагогов Логоритмика совместные занятия с учителем логопедом и музыкальным руководителем В нашей работе четко определены и разграничены функции воспитателя и логопеда, это исключает дублирование занятий. Мы всегда присутствуем на фронтальных занятиях логопеда, так же и логопед посещает наши занятия не только, с целью контроля за речью детей, но и для оказания методической помощи. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи. В начале учебного года мы ознакамливаемся с результатами обследования детей, проведенными учителем-логопедом, на основании этого составляем план коррекционной работы, рабочую программу, намечая результаты, которые следует достигнуть к концу года. В течение всего учебного года учитель-логопед информирует нас об изменении в коррекционной работе детей на разных этапах обучения. Еще один вариант взаимодействия такой, при котором мы закрепляем учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях. Важным моментом в работе воспитателя является логопедический час, который проводится по заданию логопеда. Наглядный и речевой материал мы подготавливаем совместно с логопедом. При работе с детьми мы применяем различные дидактические игры и материалы. Для автоматизации поставленных звуков мы используем как уже готовые дидактические пособия, альбомы и различные картотеки, игры на липучках, игры с фонариком, так и пособия, изготовленные своими руками. Одним из последних пособий является коврик словообразования. Логоковрик состоит из 9 квадратных частей (небольшие подушки), на которых нашито определенное действие, которое применяется к слову, с необходимым для автоматизации звуком. По середине каждого края липучки, с помощью чего можно менять последовательность действий, количество рядов и объём заданий. Мы предлагаем выполнение действий с логоковриком, не как самостоятельный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, то есть во время автоматизации звуков речи, развитию фонематических процессов, расширению словарного запаса детей. Для автоматизации поставленного звука детям предлагается на выбор картинки или небольшие игрушки, с которыми они проходят по коврику в направлении стрелок. Движение осуществляется только после того, как ребенок проговорит изображенное перед ним действие, произнеся правильно выражение, слово, в котором происходит автоматизация конкретного звука. Для работы с логоковриком подобрана картотека на все звуки, а также подобрано необходимое количество игрушек. Работа между нами и учителем-логопедом скоординирована следующим образом: учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями; -воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы. таким образом закрепляет сформированные речевые навыки. Подводя итог, можно сказать, что только тесный контакт и взаимопонимание в работе воспитателя и логопеда, способствует устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самым главным условием во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – является создание для воспитанников единого коррекционно-образовательного пространства, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.
|