Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».
Логопедия
Автор: Беликова Светлана Александровна   
07.01.2024 23:23

«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».«Особенности взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ».

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя

Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями:

  1. Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  2. Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).

Виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.

Беседы о результатах совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.

Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям

Выступление на педсоветах и родительских собраниях

Консультации, семинары – практикумы, мастер – классы.

Речевой уголок в группе

В этом учебном году в нашем детском саду проходил смотр-конкурс «Лучший речевой уголок». Мы совместно с логопедом дополнили и обновили материалы для индивидуальных и групповых занятий с детьми по всем направлениям нашей деятельности. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. По итогам смотра конкурса наша группа заняла почётное 1 место

Тетради взаимодействия воспитателя и логопеда. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

Индивидуальное консультирование педагогов

Логоритмика совместные занятия с учителем логопедом и музыкальным руководителем

В нашей работе четко определены и разграничены функции воспитателя и логопеда, это исключает дублирование занятий. Мы всегда присутствуем на фронтальных занятиях логопеда, так же и логопед посещает наши занятия не только, с целью контроля за речью детей, но и для оказания методической помощи. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

В начале учебного года мы ознакамливаемся с результатами обследования детей, проведенными учителем-логопедом, на основании этого составляем план коррекционной работы, рабочую программу, намечая результаты, которые следует достигнуть к концу года.

В течение всего учебного года учитель-логопед информирует нас об изменении в коррекционной работе детей на разных этапах обучения.

Еще один вариант взаимодействия такой, при котором мы закрепляем учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять сформированные умения и навыки, например навыки связной речи, используемой в различных ситуациях.

Важным моментом в работе воспитателя является логопедический час, который проводится по заданию логопеда.

Наглядный и речевой материал мы подготавливаем совместно с логопедом. При работе с детьми мы применяем различные дидактические игры и материалы. Для автоматизации поставленных звуков мы используем как уже готовые дидактические пособия, альбомы и различные картотеки, игры на липучках, игры с фонариком, так и пособия, изготовленные своими руками. Одним из последних пособий является коврик словообразования. Логоковрик состоит из 9 квадратных частей (небольшие подушки), на которых нашито определенное действие, которое применяется к слову, с необходимым для автоматизации звуком. По середине каждого края липучки, с помощью чего можно менять последовательность действий, количество рядов и объём заданий. Мы предлагаем выполнение действий с логоковриком, не как самостоятельный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, то есть во время автоматизации звуков речи, развитию фонематических процессов, расширению словарного запаса детей.

Для автоматизации поставленного звука детям предлагается на выбор картинки или небольшие игрушки, с которыми они проходят по коврику в направлении стрелок. Движение осуществляется только после того, как ребенок проговорит изображенное перед ним действие, произнеся правильно выражение, слово, в котором происходит автоматизация конкретного звука.

Для работы с логоковриком подобрана картотека на все звуки, а также подобрано необходимое количество игрушек.

Работа между нами и учителем-логопедом скоординирована следующим образом: учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;

-воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы. таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Подводя итог, можно сказать, что только тесный контакт и взаимопонимание в работе воспитателя и логопеда, способствует устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. И самым главным условием во взаимодействии всех участников коррекционного процесса – является создание для воспитанников единого коррекционно-образовательного пространства, когда над их речью работает коллектив единомышленников, заинтересованных в успехе коррекционной работы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год