ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ |
Логопедия | |||
Автор: Конаныхина Екатерина Алексеевна | |||
22.12.2023 13:51 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Конаныхина Е.А. (учитель-логопед, МБДОУ № 63 г. Ульяновск) В настоящее время значимой задачей организации и проведения коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации является поиск наиболее эффективных средств комплексного преодоления недостатков речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Важно вводить в занятия с дошкольниками те из них, которые позволяют одновременно преодолевать фонетико-фонематические дефекты, пополнять и активизировать словарь, развивать выразительность.
Одним из эффективных средств комплексного решения коррекционно-развивающих задач являются малые формы русского фольклора: потешек, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, небылиц и т.д. Направления использования этих форм на логопедических занятиях подробно представлено на рисунке 1. Рисунок 1. Направление использования малых форм русского фольклора на логопедических занятиях с дошкольниками Применение малых форм фольклора в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками описан Е.С. Богатыревой [1], Н.А. Галаниной [2], И.В. Картуш [3], Л.А. Тишиной [4] и других. Основываясь на работах авторов и собственном педагогическом опыте, были разработаны условия применения малых форм русского фольклора на коррекционно-логопедических занятиях с дошкольниками:
Работа с малыми фольклорными формами на логопедических занятиях осуществляется следующим образом:
В ходе ознакомления с малыми формами русского фольклора необходимо обязательно использовать наглядность, иллюстрирующую их суть: картинки, фотографии, макеты предметов и пр. Пример картинок представлен на рисунке 2. Рисунок 2. Наглядность для работы над пословицей [5] Введение поговорок и пословиц в работу лучше осуществлять не только с наглядностью, но и бесед по анализу знакомых сказок и рассказов. Именно это позволяет детям понять скрытый смысл, образно представить ситуацию. Например, детям говорилось: «Есть такая пословица – «Как аукнется, так и откликнется. Что значит аукаться? (кричать в лесу, эхо повторяет наши слова: «Ау-ау-ау»). То есть к нам возвращается все то, что мы кричим. Но эта пословица не только об этом, если сделаешь зло человеку, то оно к тебе и вернется, будешь грубо разговаривать, и к тебе так же отнесутся». Далее предъявляется рассказ В. Осеева «Волшебное слово», проводится беседа по его содержанию, дети приходят к выводу, что данная пословица о Павлике, главном герое. Основываясь на наблюдениях за дошкольниками на логопедических занятиях, можно отметить, что малые формы русского фольклора повышают интерес и речевую активность детей, позволяют отрабатывать речевые навыки на занимательном речевом материале. Таким образом, необходимо отметить, что малые формы русского фольклора являются эффективным средством решения коррекционно-развивающих задач. Список литературы
|