Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопедия
Автор: Конаныхина Екатерина Алексеевна   
22.12.2023 13:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Конаныхина Е.А. (учитель-логопед, МБДОУ № 63 г. Ульяновск)

В настоящее время значимой задачей организации и проведения коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации является поиск наиболее эффективных средств комплексного преодоления недостатков речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Важно вводить в занятия с дошкольниками те из них, которые позволяют одновременно преодолевать фонетико-фонематические дефекты, пополнять и активизировать словарь, развивать выразительность.

 

Скачать конспект

Одним из эффективных средств комплексного решения коррекционно-развивающих задач являются малые формы русского фольклора: потешек, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, небылиц и т.д. Направления использования этих форм на логопедических занятиях подробно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Направление использования малых форм русского фольклора на логопедических занятиях с дошкольниками

Применение малых форм фольклора в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками описан Е.С. Богатыревой [1], Н.А. Галаниной [2], И.В. Картуш [3], Л.А. Тишиной [4] и других. Основываясь на работах авторов и собственном педагогическом опыте, были разработаны условия применения малых форм русского фольклора на коррекционно-логопедических занятиях с дошкольниками:

  1. Знакомство детей с пословицами, поговорками, скороговорками, загадками и т.д., материал которых максимально содержит фонетическую представленность корректируемых звуков, лексику для обогащения и активизации словаря, способствует освоению интонационных средств.
  2. Применение различных игровых и коммуникативных ситуаций, в которых обыгрываются фольклорные формы во время логопедических занятий.

Работа с малыми фольклорными формами на логопедических занятиях осуществляется следующим образом:

  1. предъявление с произведением: скороговоркой, пословицей, поговоркой, загадкой и т.д.;
  2. совместных разбор его содержания: о чем говориться, кто герой, что описывается и т.д.;
  3. формирование правильного понимания смыслового значения произведения (его переносный или иносказательный смысл);
  4. разучивание произведение: медленное и утрированное проговаривание с постепенным нарастанием темпа произнесения.

В ходе ознакомления с малыми формами русского фольклора необходимо обязательно использовать наглядность, иллюстрирующую их суть: картинки, фотографии, макеты предметов и пр. Пример картинок представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Наглядность для работы над пословицей [5]

Введение поговорок и пословиц в работу лучше осуществлять не только с наглядностью, но и бесед по анализу знакомых сказок и рассказов. Именно это позволяет детям понять скрытый смысл, образно представить ситуацию. Например, детям говорилось: «Есть такая пословица – «Как аукнется, так и откликнется. Что значит аукаться? (кричать в лесу, эхо повторяет наши слова: «Ау-ау-ау»). То есть к нам возвращается все то, что мы кричим. Но эта пословица не только об этом, если сделаешь зло человеку, то оно к тебе и вернется, будешь грубо разговаривать, и к тебе так же отнесутся». Далее предъявляется рассказ В. Осеева «Волшебное слово», проводится беседа по его содержанию, дети приходят к выводу, что данная пословица о Павлике, главном герое.

Основываясь на наблюдениях за дошкольниками на логопедических занятиях, можно отметить, что малые формы русского фольклора повышают интерес и речевую активность детей, позволяют отрабатывать речевые навыки на занимательном речевом материале.

Таким образом, необходимо отметить, что малые формы русского фольклора являются эффективным средством решения коррекционно-развивающих задач.

Список литературы

  1. Богатырева, Е.С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) / Е. С. Богатырева // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1 (янв. -март). — С. 20-21.
  2. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н. А. Галанина // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 5. — С. 32-37.
  3. Катруш, И.В. Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / И. В. Катруш // Детство. Отрочество. Юность. — 2015. — № 3/4. — С. 12-35.
  4. Тишина, Л.А. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекционной работе с дошкольниками / Л.А. Тишина, С.Н. Маник // Логопедия. — 2014. — № 3 (5) (июль-сент.). — С. 18-21.
  5. Учитель словесности. URL: http: //uchitel-slovesnosti. ru/index/poslovicy_i_pogovorki_v_kartinkakh/0-4
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год