Ниткография в работе логопеда |
Логопедия | |||
Автор: Носова Ксения Николаевна | |||
14.12.2023 11:56 | |||
Ниткография в работе логопеда Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечен-ными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
В логопедической практике часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. Игровые методы, моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений звукопроизношения позволяют игровые упражнения с цветными ниточками. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур предмета. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности. Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок графически изображает проговариваемое слово, фразу, опираясь на зрительную, слуховую и моторную память. Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько задач:
Для работы Вам понадобиться:
Этапы работы: 1 этап. Предмет и его контур. Ребенку предлагается шнурком или толстой нитью обвести предмет по контуру, называя его и рассказывая о нем. На самом первом занятии дети знакомятся с нитью, оговаривается, какая нить по цвету, структуре, размеру. Затем предлагается при помощи нити обвести предмет по контуру, работая двумя руками. Выкладывая предмет по контуру, ребенок многократно произносит слово на определенный звук. На первых этапах все игровые задания выполняются в медленном темпе. Логопед следит за точностью изображения предметов с помощью разноцветных нитей. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. 2 этап. Закрашивание предмета Детям предлагается с помощью нитей закрасить предмет, который был выложен по контуру. Цвет и прием закрашивания ребенок выбирает самостоятельно. Приемы закрашивания: складывание нити в «гармошку», закручивание по спирали или кругу. 3 этап. Выкладывание предметов по представлению или из опыта ребенка. На данном этапе ребенок работает с фетром и нитью, теперь он сам задает размеры и части выкладываемого предмета, проговаривая его название, части. Все действия оречевляются. 4 этап. Выкладывание чистоговорок, сказок, рассказов. Дети выкладывают, чистоговорки, фразы, сказки, проговаривая свои действия. Продуктом деятельности является полученная картина, по которой легче воспроизвести речевой материал. Занятия с цветными ниточками открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления. Для дошкольников это, прежде всего игра со «сказочными» разноцветными ниточками, которая доставляет огромное удовольствие. Для логопеда это большие возможности для разнообразия содержания занятий при определении системы коррекционной работы. К.Н. Носова, учитель-логопед высшая квалификационная категория МАДОУ д/с №84 «Благодать»
|