Проект «ЛЕТО С ЛОГОПЕДОМ»
Актуальность проекта: Правильная, хорошая речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является проектная деятельность, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний, профилактика и коррекция речевых нарушений.
В летний оздоровительный период изменяется содержание работы учителя-логопеда. Больше времени уделяется сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей; создаются максимально эффективные условия для организации коррекционно-оздоровительной работы и развития познавательного интереса воспитанников.
Скачать конспект
Приоритетные направления в работе:
- Профилактическая и коррекционная работа
- Консультативная работа
- Работа с методическими материалами
- Досуговые мероприятия.
Вид проекта: консультативный, коррекционно-профилактический, речевой, творческий, практический, игровой.
Участники: учителя-логопеды, воспитатели, дети младших, средних, старших и подготовительных групп.
Продолжительность: июнь, июль, август.
Цель: создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации коррекционной работы и развития речевых и разносторонних интересов воспитанников в периоды коррекционной работы. Проведение профилактической и коррекционной работы в рамках летней оздоровительной кампании; просветительская работа среди родителей и педагогов.
Задачи:
- Развитие речевых, познавательных, творческих интересов в течение лета.
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
- Развитие познавательных процессов и здоровьесберегающих практик, развитие общей моторики и мелкой моторики (физ. минутки, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз).
- Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
- Изучение новинок логопедической литературы
- Оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса
- Систематизация дидактического, наглядного материала по разделам коррекционно-логопедической работы
- Продолжение профилактической и коррекционной работы с воспитанниками.
Этапы проекта
Этап: Подготовительный
- подбор и анализ научно-популярного, методического материала по теме проекта.
Этап: Организационный
- разработка плана и составление проекта, определение содержания и сроков каждого этапа: разработка проекта в виде работ — профилактическая и коррекционная работа; консультативная работа; работа с методическими материалами.
Этап: Реализация проекта
- выполнение итоговых мероприятий, праздничных дат, традиций по содержанию проекта.
Этап: Итоговый
- презентация результатов деятельности по реализации проекта
- участие детей и педагогов в итоговых работах, мероприятиях, традициях и выставках творческих работ в детском саду
Профилактическая и коррекционная работа с детьми:
№ п/п
|
Тема недели
|
Содержание и форма работы
|
Сроки
|
1.
|
«Здравствуй, Лето!»
|
«Праздник детства» посвящённый Дню защиты детей.
Развлечение в старшей группе.
|
30.05 – 03.06.22г.
|
«Теремок на новый лад» кукольный театр с элементами игры.
Развлечение в группе раннего возраста и младшей группе.
|
30.05 - 03.06.22г.
|
2
|
Литературный досуг
|
«Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина»
Логопедический досуг в средней и старших группах.
|
06.06 – 10.06.22г.
|
3.
|
«День пальчиковых игр»
пальчиковые игры для детей д/с.
|
Упражнения для развития мелкой моторики детей младших групп:
- Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Упражнение на песке «Дорисуй капельки»
Дидактическая игра «Чудо мешочки» (развитие тактильных ощущений)
|
14.06 – 17.06.22г.
|
Упражнения для развития мелкой моторики детей средних групп:
- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
- Дидактическое упражнение «Сложи картинку»
Дидактическая игра «Угадай на ощупь» (закрепление знаний у детей о форме предметов, развитие тактильных ощущений)
|
|
Упражнения для развития мелкой моторики детей старших групп:
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дидактическое упражнение «Выложи из ниток контур насекомого и опиши его»
|
|
4.
|
«Быстрый ветерок»-игры на развитие дыхания.
|
Игры и упражнения на развитие дыхания для детей младших групп:
- Игра «Бабочка, лети!» (добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха)
- Игра «Пускание корабликов» (звук ф ил п)
- Ига «Мыльные пузыри»
- Игра «Насос» (с-с-с)
|
20.06 -24.06.22г.
|
Игры и упражнения на развитие дыхания для детей средних групп:
- Игра «Футбол»
- Игра «Змейка» (ш-ш-ш)
- Игра «Воздушный шарик»
|
|
Игры и упражнения на развитие дыхания для детей старших групп.
- Игра «Катись, карандаш!»
- Игра «Бульбульки»
- «Произнеси чистоговорки»
|
|
5.
|
«Наш весёлый язычок»-игры для артикуляции звуков.
|
Игры и упражнения для артикуляции звуков для детей младших групп:
- Артикуляционная сказка «Жил-был Язычок»
|
27.06 - 1.07.22г.
|
Игры и упражнения по артикуляции звуков для детей средних групп:
«Трудолюбивая божья коровка»
|
|
Игры и упражнения по артикуляции звуков для детей старших групп:
- «Карлсон, который живет на крыше»
- «Артикуляционная гимнастика по сказке «Буратино»
|
|
6.
|
«Шустрые ушки» - игры на развитие фонематического слуха.
|
Упражнения для развития фонематического слуха для детей младших и средних групп:
- Игра «Угадай, что звучит?»
- Игра «Узнай по голосу»
- Игра «Хорошо послушай»
|
4.07 - 8.07.22г.
|
Упражнения для развития фонематического слуха для детей старших групп:
- Игра «Поймай звук»
- Игра «Где спрятался звук?»
- Игра «Придумай слово»
|
|
7
|
«Как хорошо уметь играть» - дидактические игры для развития речи.
|
Дидактические игры для развития речи детей младших и средних групп:
«Один - много», «Назови ласково», «Что в корзинке?», "Кто где спрятался?", «Кто как разговаривает?»
|
11.07 - 15.07.22г.
|
Дидактические игры для развития речи детей старших группах:
«Кто где живёт?», «Скажи наоборот», «Что происходит в природе?», «Из чего сделано?»
Логопедический досуг «Как хорошо уметь играть»
|
8
|
Литературный досуг
|
Логопедическое развлечение «Моя любимая сказка (герой, игрушка)» для развития речи детей младших и средних групп.
|
18.07 - 22.07.22г.
|
9
|
Пальчиковые игры
|
Логопедическое развлечение «Весёлые ладошки» для развития речи детей младших и средних групп.
|
25.07 - 29.07.22г.
|
10
|
Неделя Дружбы
|
Логопедический досуг «В мире добрых и вежливых слов» для развития речи детей младших и средних групп.
|
01.08 - 05.08.22г.
|
11
|
Неделя «Дары леса»
|
Упражнения для развития речи для детей младших и средних групп:
«Съедобное - не съедобное»,
«Договори словечко»
«Отгадай загадки»
|
8.08 - 12.08.22г.
|
Упражнения для развития речи для детей старших групп:
«Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Какой? Какая? Какое?», «Что делает?», «Вставь пропущенное слово»
Развлечение «Весёлое путешествие в лес» для младших и средних групп.
|
12
|
Логопедическое развлечение
|
«Спасибо, лето красное!»
Логопедическое развлечение для детей младших,средних и старших групп.
|
15.08 - 19.08.22г.
|
Консультативная работас педагогами и родителями:
№
п/п
|
Содержание работы
|
Форма работы
|
Сроки
|
1.
|
«Занимаемся дыхательной гимнастикой»
«Играем пальчиками – развиваем речь»
«Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста»
«Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения»
«Логопедические игры на прогулке»
|
Консультации для родителей и воспитателей
|
в течение летнего периода
|
2.
|
Консультации по запросам
|
Консультация для родителей и воспитателей
|
в течение летнего периода
|
Работа с методическими материалами
№
п/п
|
Содержание работы
|
Форма работы
|
Сроки
|
1.
|
Новинки литературы
|
Ознакомление с новинками литературы.
|
август
|
2.
|
Систематизирование материала для оформления портфолио, для накопления педагогического опыта.
|
|
август
|
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Сформируются речевые навыки, познавательный и творческий интересы детей к ООД и повседневной деятельности, улучшится сообразительность, наблюдательность, здоровье.
- Дети начнут осознанно относиться к улучшению речевых навыков, к своему здоровью и здоровому образу жизни.
- У детей появится потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни.
- Повысится речевая и двигательная активность детей.
Для педагогов:
- Появится система взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по ФК по внедрению систематизированной работы с детьми, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной.
- Все педагоги в воспитательное-образовательной деятельности будут использовать «метод проектов».
- Педагоги научатся плодотворно сотрудничать друг с другом.
- Улучшится работа по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
- Активизируется позиция родителей, как участников педагогического процесса.
- Родители в домашних условиях будут поддерживать речевую, творческую работу с детьми.
- Большая часть родителей будет поддерживать в семье здоровый образ жизни.
Заключение
Реализация логопедического проекта «Лето с логопедом» позволила создать эффективные условия коррекционной работы для развития речевых навыков воспитанников. А так же позволила вовлечь воспитанников, воспитателей, родителей в коррекционно-развивающий процесс, что способствовало более прочному и полноценному освоению детьми новых умений и навыков.
Благодаря проведению профилактической и коррекционной работы в рамках летней оздоровительной компании, мы решили такие задачи как развитие речевых, познавательных и творческих интересов, что способствовало повышению уровня развития речи детей. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Список литературы:
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
- Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем» М., 2004
- Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М.; СПб., 2007.
- Крупенчук О.И., Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет. Уроки логопеда
|