ДОСУГ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Свинцова Марина Анатольевна Буданова Марина Викторовна | |||
23.11.2023 17:01 | |||
ДОСУГ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Дети входят в зал под спокойную русскую народную мелодию и встают полукругом. Л о г о п е д. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте подарим гостям волшебное слово «Здравствуйте!» Теперь улыбнемся и подарим всем радостное настроение! Ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы отправимся путешествовать по русской народной сказке.
С к а з о ч н и ц а. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Расскажу я вам сегодня, ребята, сказку про смекалистого мужика и ленивого медведя. (Показывает иллюстрации на экране.) Жил-был в одной деревне мужик. Семья у него большая была: полон дом детей. Мужик, чтобы прокормить столько ртов, где только мог, там и сажал огород. Взял себе самый дальний огород, что около опушки леса. Туда из селян никто идти не хотел. Говорят, что медведь там баловал. А мужик по весне собрался да и пошел горох сеять. Дорога дальняя до поля. Идет мужик да примечает, что по дороге встречает. Л о г о п е д. Ребята, сделайте большой круг, давайте узнаем, что встречает мужик по дороге. Игра «Тропинка» Дети, маршируя, идут за ведущим. На слово педагога «Копна!» они берутся за руки и встают в тесный кружок; на слово «Дерево!» — останавливаются и поднимают руки; на слово «Кустик!» — приседают. Дети садятся. С к а з о ч н и ц а. Только мужик поле вспахал, как выскочил из лесу медведь да как заревет: «Зачем к моему лесу пришел? Съем тебя или отдавай мне половину урожая!» А мужик хитрый был и отвечает: «Отдам тебе половину урожая. Только ты что себе возьмешь — вершки или корешки?» Почесал медведь голову, подумал да и говорит: «Возьму себе корешки!» На том и порешили. Игра «Вершки – корешки» Дети раскладывают овощи на две группы «Вершки» и «Корешки». С к а з о ч н и ц а. Мужик посадил горох. Медведь все лето вокруг поля ходит, смотрит: хорошо ли растет горох. Л о г о п е д. Давайте и мы проверим, как растёт горох Чистоговорка «X—Х"» Ох-ох-ох — посадили мы горох. Дети прикасаются указательными пальцами к большим. Ха-ха-ха — угостим им петуха. Сжимают и разжимают пальцы. Хи-хи-хи — подрались петухи. Стучат кулаками по коленям. Оху-оху-оху — так хочется гороху. Хлопают в ладоши. С к а з о ч н и ц а. Мужик тоже про гороховое поле не забывает. Как в лес за грибами пойдет, так на поле и заглянет! А если с медведем встретится, об урожае побеседует. А мишка к нему в корзину заглянет, много ли грибов насобирал, выспрашивает, где каких грибов больше. Мужик все-все ему расскажет: Р е б ё н о к. Я по лесу по зеленому бреду, Я грибочки в кузовок соберу, Я в осиннике рыжики беру, По березничку — березовики, По сосновым пням — опеночки, А под елкой — белый гриб-боровик. Русская детская песенка Л о г о п е д. Отгадайте, какие грибы собирал мужик. Загадки о грибах 1-й р е б ё н о к. Этот гриб нарядный Растёт с осиной рядом, На голову надет Ярко-красный берет. (подосиновик) 2-й р е б ё н о к. Этот грибок – Берёзы сынок. Кто его найдёт, Всяк в лукошко кладёт. (подберёзовик) 3-й р е б ё н о к. Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой Очень дружные ребята, Называют нас … (опята) 4-й р е б ё н о к. Крепкий маленький грибок, Маслянистый, как блинок. (маслёнок) 5-й р е б ё н о к. Этот гриб красивый, красный, Но поверьте, он опасный. (мухомор) 6-й р е б ё н о к. Очень бледная на вид, Яд опаснейший таит. (бледная поганка) Л о г о п е д. А какие грибы не положил мужик в корзину? Дети отвечают. Стихотворение с движениями «Где вы были?» (Русская народная потешка) Дети ведут диалог с педагогом. Л о г о п е д. Ножки, ножки, где выбыли? Д е т и. За грибами в лес ходили /Ходят на месте. / Л о г о п е д. Что вы, ручки, роботали? Д е т и. Мы грибочки собирали. /Приседают и «собирают грибы». / Л о г о п е д. А вы глазки помогали? Д е т и. Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. /Смотрят из-под руки, поворачи-ваясь вправо и влево. / Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком! /Сжимают пальцы одной руки в кулак и прикрывают его сверху ладонью другой. / С к а з о ч н и ц а. Незаметно лето пролетело. Наступила осень. Входит Осень. О с е н ь. Здравствуйте, друзья! В день осенний, В день чудесный Рада вас увидеть я. Я – Осень золотая, Поклон вам мой друзья! Давно уже мечтала О встрече с вами я. Л о г о п е д. Ах, какая у нас осень! «А, какая?» — мы вас спросим. Игра «Украсим словами» Дети подбирают слова – признаки к именам существительным. Погода осенью, какая? (Дождливая, туманная, хмурая, ветреная, золотая, разноцветная, яркая, ясная, тёплая, холодная.) Л о г о п е д. Ребята, давайте, почитаем для нашей гостьи стихи про осень. Р е б ё н о к. Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. М. Ивенсен Р е б ё н о к. Закружила осень Рыжие метели, Золотые листья С кленов полетели, Закружился листьев Пестрый хоровод, Заблестел на лужах Первый тонкий лед. Т. А. Шорыгина Танец с листочками и песня. Исполняют дети. С к а з о ч н и ц а. Собрал мужик горох. Пришел медведь урожай делить. Мужик целый воз гороховых стручков наложил, а медведю только стебельки да корешки оставил. Недоволен косолапый, а делать нечего — сам на корешки согласился. А мужик отвез горох на гумно, молотит и приговаривает: Р е б ё н о к. — Чу-чу-чу! Я горох молочу, Молочу на гумне, Пришла курочка ко мне: — Дайте горошку Петушку немножко! С к а з о ч н и ц а. Мужик не жадный, угостил горохом и курочку и петушка. Л о г о п е д. А давайте мы поиграем с петушком. Игра «Горошина» (Н. Френкель) Дети встают в круг, в центре которого стоит «петушок», и, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод. По дороге Петя шел, / «Петушок» движется внутри круга противоходом. / Он горошину нашел /На слово «нашел» он задевает ребенка, оказавшегося рядом с ним. Тот становится «горошиной». / А горошина упала, /Дети останавливаются и поднимают руки. / Покатилась и пропала. / «Горошина» выбегает из круга и бежит за кругом. «Петушок» стоит и притопывает ногой. На слово «пропала» «горошина» прячется за одним из детей. / Ох, ох, ох, ох! / «Петушок» кружится на одном месте, помахивая крыльями, как бы ищет горошину. Дети, держась за руки, постепенно приседают все ниже и ниже. «Горошина» приседает вместе с ними, прикрывая руками голову, как листочками. Где-то вырастет горох? / «Горошина» постепенно поднимается, плавно раскрывая руки. На последние слова все дети встают и поднимают сцепленные руки. «Петушок» выходит из круга и гонится за «горошиной». Они то забегают в круг через поднятые руки детей, то выбегают из него. «Петушок» старается ее поймать, пока «горошина» не обежала полный круг. / С к а з о ч н и ц а. На следующий год мужик опять вспахал поле. А медведь его уже ждет. «Теперь, — говорит мишка, — я умный. Теперь я возьму вершки, а ты бери корешки». Мужик согласился, а сам посадил репу. Медведь вокруг поля ходит, любуется-удивляется — до чего ж густа ботва у репы. Мужик тоже на поле заходит, на репу смотреть. Опять осень настала. О с е н ь. Все кругом я нарядила, Темный лес озолотила! Стало в нем светло, как днём, Листья там горят огнём! Игра «Да — нет» Осень читает рифмованные вопросы, и соответственно смыслу дети дают положительные или отрицательные ответы. О с е н ь. Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет». Осенью растут цветы? (Нет.) Осенью растут грибы? (Да.) Тучки солнце закрывают? Жаркий ветер прилетает? (Нет.) Туманы осенью плывут? (Да.) Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет.) К нам букашки прилетают? (Нет.) Звери норки закрывают? (Да.) Урожай все собирают? (Да.) Птичьи стаи улетают? (Да.) Часто-часто льют дожди? (Да.) Достаем мы сапоги? (Да.) Солнце светит очень жарко? (Нет.) Можно детям загорать? (Нет.) Ну, а что же надо делать — Шорты, шляпки надевать? (Нет.) Или лучше в теплой куртке Погулять по переулку? (Да.) Осень, осень, подожди, Ты от нас не уходи. Ведь холодная зима Нам пока что не нужна. Да? Да! Л о г о п е д. Ребята, а какие подарки нам осень принесла? (Овощи и фрукты.). А какие овощи самые полезные? СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ» Ведущий Урожай у нас хорош, Уродился густо. И морковка, и картошка. Белая капуста, Баклажаны синие, Красный помидор Затевают длинный и серьёзный спор. Все Кто из нас из овощей И вкуснее и нужней? Кто при всех болезнях Будет всем полезней? Ведущий Выскочил горошек, ну и хвастунишка. Горошек Я такой хорошенький, Зелёненький мальчишка. Если только захочу Всех горошком угощу! Ведущий От обиды покраснев, свёкла проворчала: Свёкла Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала. Свёклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай, Лучше свёклы нету. Капуста Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные. Зайчишки-плутишки Любят кочерыжки. Угощу ребяток кочерыжкой сладкой. Огурец Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик Всем понравится конечно! Редиска Я – румяная редиска, Поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем. Морковь Про меня рассказ недлинный Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку, Будешь ты всегда, дружок, Крепким, сильным, ловким! Ведущий Тут надулся помидор И промолвил строго: Помидор Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный Ух, конечно, сок томатный. Все Витаминов много в нём, Мы его охотно пьём. Ведущий У окна поставьте ящик, Поливайте только чаще И тогда, как верный друг, К вам придёт зелёный … Все Лук! Лук Я – приправа в каждом блюде, И всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг! Я – простой, зелёный лук! Картошка Я – картошка, так скромна, Слова не сказала. Но картошка так нужна И большим, и малым. Баклажан Баклажанная икра Так вкусна, полезна! Ведущий Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно. (Стук в дверь. Входит доктор Айболит) Ведущий Кто-то, кажется, стучит. Это – Доктор Айболит! Айболит Ну, конечно это я! О чём спорите, друзья? Все Кто из нас, из овощей. И вкуснее и нужней! Кто при всех болезнях Будет всем полезней? Айболит Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все, без исключения – В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, Кто из вас важнее! С к а з о ч н и ц а. Опять поделили урожай медведь и мужик. Мишка опять недоволен: хоть и много вершков, да все они невкусные — трава и есть трава. А мужик всю зиму на печи лежит да репку пареную ест. На следующую весну медведь мужику говорит: «Не обманешь ты меня больше! Хочу в этот раз корешки зимой есть!» Мужик опять согласился, а сам засеял поле рожью. Чтобы лучше она росла, попросил мужик дождик хорошенько поливать поле: Р е б ё н о к. Гром греми по горам; Подними тарарам, Курдюки развяжи Над полосками ржи, Чтобы стебель был высок, Золотился колосок! Дагестанская народная песенка Танец с зонтиками. Дети танцуют. С к а з о ч н и ц а. Дождик рожь поливает, солнце согревает, ветерок обдувает — рожь и поспевает. Л о г о п е д. Приготовили ладошки. Упражнение на развитие координации движений «Колоски» По весне поле вспахали, /Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. / Зерном поле засевали. /Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону ( «сеют»). / Солнце припекает, /Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки ( «солнце»). / Землю согревает. /Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу. / Высоко поднялись колоски, К солнышку тянутся они. /Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки. / Ветер налетает, Колоски качает. /Покачивают руками над головой. / Вправо пригнулись, Влево качнулись. /Наклоняют корпус и руки вправо, влево. / С к а з о ч н и ц а. А когда осень настала, приехал мужик жать, а уж медведь его дожидается. Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а вершки-колоски наклал на воз и увез домой, обмолотил, намолол муки и испек пирог. Л о г о п е д. Пальчиковая игра «Пирог» Мы спросили нашу печь: /Дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими. / — Что сегодня нам испечь? — /Вытягивают руки вперед. / Печку мы спросили, /Поворачивают ладони вверх-вниз. / Тесто замесили. /Мнут руками бедра. / Тесто скалкой раскатали, Раскатали — не устали, /Гладят ладонями ноги. / Начинили творогом И назвали пирогом! / «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая). / С к а з о ч н и ц а. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла. А как вы думаете, ребята, правильно ли поступил мужик с медведем? Дети отвечают. Помните поговорку: «Кто не работает — тот не ест». О с е н ь. Ребята, вы хорошо сегодня потрудились, все задания выполнили, и я хочу преподнести вам угощение. Осень раздаёт угощение, прощается и уходит.
|