Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование словаря дошкольников с ТНР по средствам многозначных слов
Логопедия
Автор: Носова Ксения Николаевна   
09.11.2023 17:07

Формирование словаря дошкольников с ТНР по средствам многозначных словФормирование словаря дошкольников с ТНР по средствам многозначных слов

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи. Для полноценной работы в этом направлении необходимасформированность всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики. Объем и точность словаря ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Обогащение словаря осуществляется преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально — оценочному значению слов.

Быть внимательным к новым словам и их значениям, расширять словарный запас помогает знакомство детей с многозначными словами. Многие слова русского языка имеют не одно, а два – три, а некоторые и большее количество значений. Слово в изолированном виде воспринимается в своем основном значении, то есть в том, в котором чаще всего употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Например, форма предмета: ШЛЯПКА – модная ШЛЯПКА (головной убор, небольшая шляпа); ШЛЯПКА гвоздя (верхняя расширенная часть гвоздя); ШЛЯПКА гриба (верхняя часть гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу).

 

Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка двери, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.

Коррекционная работа не проводится изолированно от программы образовательного учреждения, а является ее составляющей, только в более обогащенном развернутом виде. Изучение и знакомство с многозначными словами может проходить параллельно с программой детского сада. Программа по развитию и совершенствованию речи в детском саду строится по лексическим темам. В каждой теме можно изучить определенные многозначные слова, которые имеют отношение к ней. Это позволяет сделать изучаемую тему более интересной, многогранной и занимательной для ребенка. Например, в лексической теме «Игрушки» дети знакомятся с многозначным словом «пирамида» и узнают такое Чудо Света, как пирамида Хеопса. Это способствует познавательному развитию дошкольников, интересу к получению новых знаний. В качестве закрепления целесообразно повторить некоторые слова в других лексических темах, к которым они имеют отношение. Например, слово «иголка (иголки)» может встречаться в темах: «Дикие животные», «Деревья», «Профессии».

Выделяют этапы работы над многозначностью:

Первый этап – знакомство с многозначным словом, называние его; Второй — составление словосочетаний (или предложений) с многозначным словом;

Третий – использование многозначного слова.

При изучении многозначных слов активно задействована когнитивная сфера ребенка. На первом этапе работы при знакомстве с новым словом используются такие методы, как сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый метод, когда ребенок ставится в определенную ситуацию, поиск решения которой позволяет узнать значения многозначного слова. Знакомство с многозначными словами проходит при визуальном контроле, опоре на зрительное восприятие. Поэтому в работе обязательно используются картинки, иллюстрации, рисунки многозначных слов. Ребенок рассматривает, сравнивает, анализирует, находит сходство и отличие. Узнав новое слово, ребенок составляет с ним словосочетания (или предложения) в разных его значениях – это второй этап.

На последнем этапе работы проводятся различные игры и задания, которые направлены не только на закрепление употребления многозначного слова, но и на решение логопедических задач.

Таким образом, знакомство с многозначными словами не только делает изучаемую тему интереснее, но и решает задачи логопедической работы с детьми. Изучение многозначных слов детьми дошкольного возраста расширяет и уточняет их словарный запас, что ведет к развитию и совершенствованию лексической стороны речи, а также вызывает интерес к родному языку.

Носова Ксения Николаевна, учитель-логопед, МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп», г. Новосибирск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год