«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)» |
Логопедия | |||
Автор: Словохотова Лариса Геннадьевна | |||
08.11.2023 10:45 | |||
«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)» Словохотова Лариса Геннадьевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка», учитель-логопед. г. Рубцовск, 2023г. 2. Пояснительная записка. 2. 1. Актуальность темы, обоснование её выбора. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построение образовательного процесса с дошкольниками в ДОУ должно строиться на адекватных детскому дошкольному возрасту формах работы. Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Так как основным видом деятельности ребенка является игра, я в своей работе использую «Геокэшинг» — игру, которая позволяет интегрировать различные образовательные области в своих профессиональных логопедических целях в работе с детьми с ОВЗ.
Геокэшинг — не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и развивает индивидуальность ребёнка, его любознательность, самостоятельность, инициативность, речевую и двигательную активность, а также решает коррекционные задачи: развивает словарь, грамматический строй речи, психические процессы, совершенствует связную речь детей, её грамотность, плавность и выразительность, развивает навыки чтения и письма. Позволяет на занятии использовать практически все виды здоровьесберегающих технологий. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. 2. 2. Целевая аудитория Игру-занятие провожу в разновозрастной группе для детей с заиканием, осложненным общим недоразвитием речи и для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. 2. 3. Цели и задачи. Цель игры: организация совместной деятельности детей, создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению. Задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей, развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов, пополнять запас пространственных представлений; воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников и, конечно, я, как учитель-логопед ДОУ, решаю свои профессиональные коррекционные задачи. Например, в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР – заиканием, на своих занятиях- Путешествиях по морю плавной, красивой речи на острова Знаний и Умений, я решаю следующие задачи: Образовательные: Способствовать: закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с увеличительным суффиксом, притяжательных и относительных прилагательных), умения использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; закреплению навыков подбора слов противоположных значений; закреплению навыков отвечать на заданный вопрос плавно простыми и сложными предложениями; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; обогащению и активизации словарного запаса; закреплению активного поведения и свободного общения. формированию умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута, ориентироваться в чрезвычайной ситуации. Развивающие: Способствовать:
Воспитательные: Способствовать:
развитию эмоциональной отзывчивости:
воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников. 2. 4. Планируемые результаты реализована потребность детей в движении, развита, скорригирована и приближена к возрастной норме их общая, артикуляционная, мелкая моторики; сохранено детское психологическое здоровье, т.к. у дошкольников создается высокий эмоциональный настрой, развиты психические процессы, усовершенствованы психологические предпосылки к обучению; сформированы, развиты коммуникативные навыки у дошкольников. развиты ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. 2. 5. Форма проведения Форма проведения: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность. Вид занятия: фронтальное. Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений, навыков, интегрированное, с элементами образовательного геокэшинга. 2. 6. Используемые педагогические технологии, методы, приёмы Используемые технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, социоигровые, технология геокэшинга. Методы и приемы: Словесный: игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение. Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок. Игровой: дидактическая игра-путешествие с элементами геокэшинга. Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, чтение, анализ результатов выполненных заданий, ориентирование, парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, речевая гимнастика «Аудиостарт», упр. на развитие силы и высоты голоса, корригирующая ходьба. Репродуктивный: прием повтора, прием работы в тетрадях. Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций. 2. 7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) Кадровые: предварительную работу с детьми проводят: учитель-логопед (развивает все стороны устной речи: корригирует звукопроизношение, развивает и обогащает словарь, навыки словоизменения и словообразования, плавность и грамотное оформление связной речи, совершенствует навыки письма и чтения, закрепляет правильное звукопроизношение, развивает психические процессы и психологические предпосылки к обучению), инструктор по физической культуре (развивает общую моторику ориентирование относительно своего тела, окружающих предметов), воспитатели (закрепляют на своих занятиях полученные детьми знания, умения, навыки по изученной лексической теме). Методические: рабочая программа учителя-логопеда, Программа логопедической работы с заикающимися детьми/ С. А. Миронова – М.: Просвещение, 2010, Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2010. Материально-технические: оборудование логопедического кабинета, физкультурного или музыкального зала, а также демонстрационный материал, задания для чтения, ребусы, кроссворды, таблицы, столы, стулья, матросские шапочки-ободки для путешествия, макет корабля, веревочная лестница-трап, веревка, мягкие модули, массажные коврики, маршрутная карта путешествия, пиратская бутылка, таблицы со словами, простые карандаши. Ноутбук, проектор; демонстрационный экран, фонограммы мелодий и шумов. Информационные: официальные сайты системы Министерства образования и науки РФ, сайт ДОУ, Интернет-ресурсы, электронная периодика и электронные издания, сайты педагогических сообществ и сайты, посвященные проблеме речевого развития, персональный сайт учителя-логопеда. 3. Основная часть. Предварительная работа с воспитанниками: игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, упражнения на закрепление навыков чтения, отгадывание загадок, ребусов, чтение, составление слов. Предварительная работа педагога: создает сценарий, подбирает цели и задачи, для каждого из них — задания, готовит все необходимое для проведения самой игры, главной целью которой является нахождение тайника. Примерный ход игры Сюрпризный момент: путешествуя на корабле на Острова Знаний и Умений, дети замечают плавающую на воде бутылку, достают её из воды, находят в ней пиратскую карту с обозначением островов, путей к ним и пометкой острова со спрятанным на нем кладом. Но, прежде чем найти клад, нужно подплыть (подойти) к каждому острову и выполнить пиратские задания.
Этапы и план занятия. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности Задачи:
На этом этапе провожу беседу на повторение и закрепление пройденного материала (Время: дни недели, текущий, предшествующий, последующий дни, количество рабочих и выходных дней; текущий месяц, предшествующий и последующие месяцы, время года). Практическая деятельность воспитанников: упражнение в составлении простых нераспространенных/распространённых (в зависимости от этапа работы над плавностью речи) предложений, тренировка плавности речи. Далее я приглашаю воспитанников отправиться в путешествие по морю плавной, красивой речи на острова «Знаний и Умений». У детей создана мотивация к предстоящей деятельности. Основная часть занятия Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи, закреплению навыков чтения, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению. Задачи:
На данном этапе провожу следующее: дети на «корабле»: (см. фото 1.) Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Упр. на фиксированный выдох: Упр. «Пожарная машина» (иуиуиуиу) Упр. «Свисток» (сссссссс…) Упр. на форсированный выдох: Упр. «Каратист» «Ху!» Упр. «Дровосек» «Ха!» Речевая гимнастика «Аудиостарт»: упражнения с движениями: «Лыжник» (са-со-су-сы-…) «Китайский болванчик» (ба-бо-бу-бы-…) Игра «Кот и котенок» - Покажите, как одни и те же звуки можно произносить по-разному: - громко (кот рядом) - тихо (кот далеко) - высоким голосом (маленький котёнок) - низким голосом (старый кот) - хриплым голосом (кот простудился). Воспитанники: Практическая деятельность. Дыхательная и речевая гимнастики. Практическая деятельность. Работа над силой и высотой голоса. Далее: Дети «замечают» бутылку в «море», достают из неё карту, изучают её. На карте изображены 6 островов. Дети узнают маршрут и, следуя ему, «плывут» к ним на своем «корабле» и выполняют задания.
Заключительная часть занятия Цель: подведение итогов. Задачи:
Подведение итогов. Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами: -Забирайте жестянку с кладом и пиастры из сундука пирата и подойдите ко мне. - Вам понравилась наша игра-путешествие? - Кто запомнил, как она называется? - Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? - Что показалось трудным? Далее. Дети: Практическая деятельность. Упражнение в употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением. Затем учитель-логопед сообщает детям: - Дети, прежде чем мы покинем остров сокровищ, по правилам игры Геокэшинг, мы должны что-то оставить в сундуке пирата для следующих игроков. Предлагаю оставить шишки и семена редких растений. Согласны? (мешочек с шишками и баночка с семенами). Далее логопед сообщает воспитанникам, что необходимо вернуться тем же путем на «корабль» и отправиться в обратное плавание. Дети: Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Далее: на «корабле» воспитанники выполняют упражнение «Медитация» (маммоммуммым…) на релаксацию и расслабление (Практическая деятельность. Релаксация для снятия напряжения и возбуждения). Логопед сообщает, что они закончили путешествие, прибыв домой, просит детей попрощаться с гостями. 4. Заключение «Геокэшинг» – командная игра, в ходе которой дети учатся дружно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом, проявлять смекалку, взаимовыручку и лидерские черты характера. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. В ходе реализации геокэшинга осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и воспитанников, самостоятельной деятельности дошкольников. Это направление становится актуальным, так как позволяет вынести обучение за рамки традиционной образовательной деятельности. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, развивают свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самосовершенствуются, узнают новые сведения, обогащающие их представление об окружающем их мире, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Таким образом, использование технологии «образовательного геокэшинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной и речевой активности, настойчивости в выполнении заданий и достижении результата. А самое главное — геокэшинг – это новая для детей игра, которая вызывает положительные эмоции, радостное общение, искренний радушный смех, удивление и восторг, это – весёлые, обучающие соревнования, дающие удовлетворение всем – и педагогу, и детям, и зрителям. Игру Геокэшинг я использую в проектной деятельности с воспитанниками. Вместе с детьми мы путешествовали в «Страну Этики», искали пиратский клад в «Осеннем лесу». Закончить хочется словами: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» Д. Дьюи. 5. Список источников
|