Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»
Логопедия
Автор: Словохотова Лариса Геннадьевна   
08.11.2023 10:45

«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»

Словохотова Лариса Геннадьевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка», учитель-логопед. г. Рубцовск, 2023г.

2. Пояснительная записка.

2. 1. Актуальность темы, обоснование её выбора.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построение образовательного процесса с дошкольниками в ДОУ должно строиться на адекватных детскому дошкольному возрасту формах работы.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Так как основным видом деятельности ребенка является игра, я в своей работе использую «Геокэшинг» — игру, которая позволяет интегрировать различные образовательные области в своих профессиональных логопедических целях в работе с детьми с ОВЗ.

 

Скачать конспект

Геокэшинг — не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и развивает индивидуальность ребёнка, его любознательность, самостоятельность, инициативность, речевую и двигательную активность, а также решает коррекционные задачи: развивает словарь, грамматический строй речи, психические процессы, совершенствует связную речь детей, её грамотность, плавность и выразительность, развивает навыки чтения и письма. Позволяет на занятии использовать практически все виды здоровьесберегающих технологий. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

2. 2. Целевая аудитория

Игру-занятие провожу в разновозрастной группе для детей с заиканием, осложненным общим недоразвитием речи и для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

2. 3. Цели и задачи.

Цель игры: организация совместной деятельности детей, создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей, развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов, пополнять запас пространственных представлений; воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников и, конечно, я, как учитель-логопед ДОУ, решаю свои профессиональные коррекционные задачи.

Например, в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР – заиканием, на своих занятиях- Путешествиях по морю плавной, красивой речи на острова Знаний и Умений, я решаю следующие задачи:

Образовательные:

Способствовать:

закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с увеличительным суффиксом, притяжательных и относительных прилагательных), умения использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы;

закреплению навыков подбора слов противоположных значений;

закреплению навыков отвечать на заданный вопрос плавно простыми и сложными предложениями;

активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;

обогащению и активизации словарного запаса;

закреплению активного поведения и свободного общения.

формированию умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
  • развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, усидчивости;
  • развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);
  • развитию фонематического и зрительного восприятия;
  • развитию внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Воспитательные:

Способствовать:

  • закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
  • развитию эстетического восприятия:
  • поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира
  • поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе
  • поощрять умение передавать в речи свои чувства.

развитию эмоциональной отзывчивости:

  • поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки
  • поощрять умение положительно оценивать речь друг друга
  • поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, умение работать в коллективе.

воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников.

2. 4. Планируемые результаты

реализована потребность детей в движении, развита, скорригирована и приближена к возрастной норме их общая, артикуляционная, мелкая моторики;

сохранено детское психологическое здоровье, т.к. у дошкольников создается высокий эмоциональный настрой, развиты психические процессы, усовершенствованы психологические предпосылки к обучению;

сформированы, развиты коммуникативные навыки у дошкольников.

развиты ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.

2. 5. Форма проведения

Форма проведения: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность.

Вид занятия: фронтальное.

Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений, навыков,

интегрированное, с элементами образовательного геокэшинга.

2. 6. Используемые педагогические технологии, методы, приёмы

Используемые технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, социоигровые, технология геокэшинга.

Методы и приемы:

Словесный: игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.

Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок.

Игровой: дидактическая игра-путешествие с элементами геокэшинга.

Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, чтение, анализ результатов выполненных заданий, ориентирование, парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, речевая гимнастика «Аудиостарт», упр. на развитие силы и высоты голоса, корригирующая ходьба.

Репродуктивный: прием повтора, прием работы в тетрадях.

Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций.

2. 7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Кадровые: предварительную работу с детьми проводят: учитель-логопед (развивает все стороны устной речи: корригирует звукопроизношение, развивает и обогащает словарь, навыки словоизменения и словообразования, плавность и грамотное оформление связной речи, совершенствует навыки письма и чтения, закрепляет правильное звукопроизношение, развивает психические процессы и психологические предпосылки к обучению), инструктор по физической культуре (развивает общую моторику ориентирование относительно своего тела, окружающих предметов), воспитатели (закрепляют на своих занятиях полученные детьми знания, умения, навыки по изученной лексической теме). Методические: рабочая программа учителя-логопеда, Программа логопедической работы с заикающимися детьми/ С. А. Миронова – М.: Просвещение, 2010, Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2010. Материально-технические: оборудование логопедического кабинета, физкультурного или музыкального зала, а также демонстрационный материал, задания для чтения, ребусы, кроссворды, таблицы, столы, стулья, матросские шапочки-ободки для путешествия, макет корабля, веревочная лестница-трап, веревка, мягкие модули, массажные коврики, маршрутная карта путешествия, пиратская бутылка, таблицы со словами, простые карандаши. Ноутбук, проектор; демонстрационный экран, фонограммы мелодий и шумов. Информационные: официальные сайты системы Министерства образования и науки РФ, сайт ДОУ, Интернет-ресурсы, электронная периодика и электронные издания, сайты педагогических сообществ и сайты, посвященные проблеме речевого развития, персональный сайт учителя-логопеда.

3. Основная часть.

Предварительная работа с воспитанниками: игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, упражнения на закрепление навыков чтения, отгадывание загадок, ребусов, чтение, составление слов. Предварительная работа педагога: создает сценарий, подбирает цели и задачи, для каждого из них — задания, готовит все необходимое для проведения самой игры, главной целью которой является нахождение тайника.

Примерный ход игры

Сюрпризный момент: путешествуя на корабле на Острова Знаний и Умений, дети замечают плавающую на воде бутылку, достают её из воды, находят в ней пиратскую карту с обозначением островов, путей к ним и пометкой острова со спрятанным на нем кладом.

Но, прежде чем найти клад, нужно подплыть (подойти) к каждому острову и выполнить пиратские задания.

  1. Остров «Рифмовок». Игра «Рифмовки – чистоговорки»
  2. Остров «Логики». Игра «3-ий лишний» на развитие словесно-логического мышления.
  3. Остров «Физминутка». Игра на развитие слухового внимания «Просьба». Игра на развитие зрительного внимания «Числа по-порядку»
  4. Остров «Противоположности». Игра «Наоборот» на активизацию словаря антонимов.
  5. Остров «АБВГДейка» Игра «Сороконожка» на чтение цепочки слов. Игра «Спрятанные слова» (упр. на чтение и письмо слов).
  6. Остров «Пиратский клад». Нахождение детьми сундука с пиратским кладом.

Этапы и план занятия.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности

Задачи:

  1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности
  2. Способствовать активизации детей.

На этом этапе провожу беседу на повторение и закрепление пройденного материала (Время: дни недели, текущий, предшествующий, последующий дни, количество рабочих и выходных дней; текущий месяц, предшествующий и последующие месяцы, время года). Практическая деятельность воспитанников: упражнение в составлении простых нераспространенных/распространённых (в зависимости от этапа работы над плавностью речи) предложений, тренировка плавности речи. Далее я приглашаю воспитанников отправиться в путешествие по морю плавной, красивой речи на острова «Знаний и Умений». У детей создана мотивация к предстоящей деятельности.

Основная часть занятия

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

закреплению навыков чтения, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи:

  1. Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос полным ответом; использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению навыков чтения.
  2. Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления; развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов, профилактика плоскостопия и нарушения осанки через корригирующую ходьбу.

На данном этапе провожу следующее: дети на «корабле»: (см. фото 1.)

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упр. на фиксированный выдох:

Упр. «Пожарная машина» (иуиуиуиу)

Упр. «Свисток» (сссссссс…)

Упр. на форсированный выдох:

Упр. «Каратист» «Ху!»

Упр. «Дровосек» «Ха!»

Речевая гимнастика «Аудиостарт»: упражнения с движениями:

«Лыжник» (са-со-су-сы-…)

«Китайский болванчик» (ба-бо-бу-бы-…)

Игра «Кот и котенок»

- Покажите, как одни и те же звуки можно произносить по-разному:

- громко (кот рядом)

- тихо (кот далеко)

- высоким голосом (маленький котёнок)

- низким голосом (старый кот)

- хриплым голосом (кот простудился).

Воспитанники: Практическая деятельность. Дыхательная и речевая гимнастики. Практическая деятельность. Работа над силой и высотой голоса. Далее:

Дети «замечают» бутылку в «море», достают из неё карту, изучают её.

На карте изображены 6 островов. Дети узнают маршрут и, следуя ему, «плывут» к ним на своем «корабле» и выполняют задания.

  1. Задание. (Остров «Рифмовок».) Игра «Рифмовки – чистоговорки». Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут, ориентируясь по стрелкам карты, к 1-му острову по ребристой поверхности «трапа». Практическая деятельность. Подбор слов в рифму на развитие фонематического восприятия.
  2. Задание. (Остров «Логики».) Игра «3-ий лишний» на развитие словесно-логического мышления. (см фото 3) Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут, ориентируясь по стрелкам карты, ко 2-му острову, высоко поднимая ноги, перешагивая через дуги (мягкие модули), стоящие на полу. (см фото 2). Ходьба на носочках с высоко поднятыми коленями. Практическая деятельность. Упражнение в составлении сложных предложений с союзами на развитие словесно-логического мышления.
  3. Задание. (Остров «Физминутка») Игра на развитие слухового внимания «Просьба». Игра на развитие зрительного внимания «Числа по-порядку». (см фото 4). Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову», шагая по «валунам» (деревянные «кирпичи»), выполняют движения вместе с педагогом (см фото 5). Практическая деятельность. Дети выполняют движения в соответствии с заданиями логопеда. Дети называют числа по-порядку на время.
  4. Задание. (Остров «Противоположности»). Игра «Наоборот» на активизацию словаря антонимов. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову» по веревочной лестнице, медленно двигаясь друг за другом, выполняют движения вместе с педагогом. Практическая деятельность. Упражнение в подборе и употреблении антонимов.
  5. Задание. (Остров «АБВГДейка»). Игра «Сороконожка» на чтение цепочки слов. Игра «Спрятанные слова» (упражнение на чтение и письмо слов). Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову» по извилисто положенной на ковре толстой веревке, медленно двигаясь друг за другом, выполняют движения вместе с педагогом. Практическая деятельность. Упражнение в чтении слов. Практическая деятельность. Письмо найденных и прочитанных слов. (Игра «Спрятанные слова» (упр. на чтение и письмо слов).
  6. Задание «Найти клад». (Остров «Пиратский клад»). Ребята отправляются дальше по плану маршрута. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. (Ходьба по массажным коврикам, перекатываясь с пятки на носок.) Сюрпризный момент «Клад пирата». Дети находят сундук со спрятанными в нем «сокровищами», рассматривают их, радостно обмениваясь впечатлениями (см фото 6).

Заключительная часть занятия

Цель: подведение итогов.

Задачи:

  1. Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.
  2. Развивать желание делиться своими впечатлениями, закреплять активное поведение и свободное общение.

Подведение итогов. Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами:

-Забирайте жестянку с кладом и пиастры из сундука пирата и подойдите ко мне.

- Вам понравилась наша игра-путешествие?

- Кто запомнил, как она называется?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Что показалось трудным?

Далее. Дети: Практическая деятельность. Упражнение в употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением.

Затем учитель-логопед сообщает детям:

- Дети, прежде чем мы покинем остров сокровищ, по правилам игры Геокэшинг, мы должны что-то оставить в сундуке пирата для следующих игроков. Предлагаю оставить шишки и семена редких растений. Согласны? (мешочек с шишками и баночка с семенами). Далее логопед сообщает воспитанникам, что необходимо вернуться тем же путем на «корабль» и отправиться в обратное плавание. Дети: Практическая деятельность. Корригирующая ходьба.

Далее: на «корабле» воспитанники выполняют упражнение «Медитация» (маммоммуммым…) на релаксацию и расслабление (Практическая деятельность. Релаксация для снятия напряжения и возбуждения). Логопед сообщает, что они закончили путешествие, прибыв домой, просит детей попрощаться с гостями.

4. Заключение

«Геокэшинг» – командная игра, в ходе которой дети учатся дружно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом, проявлять смекалку, взаимовыручку и лидерские черты характера. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

В ходе реализации геокэшинга осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и воспитанников, самостоятельной деятельности дошкольников.

Это направление становится актуальным, так как позволяет вынести обучение за рамки традиционной образовательной деятельности.

Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, развивают свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самосовершенствуются, узнают новые сведения, обогащающие их представление об окружающем их мире, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Таким образом, использование технологии «образовательного геокэшинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной и речевой активности, настойчивости в выполнении заданий и достижении результата. А самое главное — геокэшинг – это новая для детей игра, которая вызывает положительные эмоции, радостное общение, искренний радушный смех, удивление и восторг, это – весёлые, обучающие соревнования, дающие удовлетворение всем – и педагогу, и детям, и зрителям.

Игру Геокэшинг я использую в проектной деятельности с воспитанниками. Вместе с детьми мы путешествовали в «Страну Этики», искали пиратский клад в «Осеннем лесу».

Закончить хочется словами:

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Д. Дьюи.

5. Список источников

  1. Пидкосистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии», учебное пособие- М:МПУ, Рос. агенство-1996г. с.269
  2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. №265.
  3. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1966. – №3.
  4. Гурьянова Л. С., Гаврилина Л. В. Кондратьева Н. Л. Использование элементов геокэшинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16–17 апреля 2009 г. — М.: 2009.
  5. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт. -сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
  6. Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокэшинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. — М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год