Ольга Владимировна Соколова, учитель-логопед, ГБОУ детский сад 605, Москва Статья посвящена взаимодействию логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта. Дошкольный возраст - лучший период для коррекции речевых дефектов. Поэтому логопункт, как и игровая комната или музыкальный зал, должен быть в каждом детском саду. Под чутким наблюдением профессионала в области логопедии малейшие нарушения речи ребят будут выявлены своевременно. Логопед точно определит, кому и над какими звуками нужно поработать, и создаст для каждого систему эффективных упражнений. Однако вся эта эффективность будет сведена на нет, если в коррекционный процесс не включатся родители малыша. Но как объяснить папам и мамам, устающим после работы и домашних дел, огромную значимость занятий по коррекции речи ребёнка? Сегодня мы расскажем, как сделать взаимодействие логопеда с родителями максимально продуктивным.
1. Знакомство. Сформировав группу ребят с нарушениями речи, логопеду стоит индивидуально познакомиться с родителями каждого из них. Лучше, если при знакомстве будут присутствовать и мама, и папа малыша. Ведь если значимость коррекции речи поймёт лишь один из них, то есть риск, что второй будет постоянно <охлаждать его пыл> со словами <Не так уж это и важно>, <Как-нибудь само исправится>. Задачу лучше донести до обоих родителей, чтобы в дальнейшем они не пререкались, а наоборот объединили свои усилия на благо ребёнка. При знакомстве нужно быть предельно деликатным и употреблять поменьше профессиональных терминов. Многие чересчур чувствительные мамы воспринимают попадание ребёнка в логопедическую группу как трагедию. Лучше объяснить всё простыми словами, избегая выражений <патология>, <дефект> и т.д. 2. Общее родительское собрание. Когда контакт со всеми родителями налажен, нужно собрать их вместе в спокойной, дружественной обстановке. Родительское собрание можно провести в два этапа: 1) Мотивация. Можно предложить взрослым пофантазировать: кем станут их дети, когда вырастут? А затем обратить их внимание на то, какое огромное количество профессий требует чёткой дикции и хорошо поставленной речи: журналист, педагог, актёр, политический деятель и т.п. И даже если будущее занятие их сыновей и дочерей никак не будет связано с ораторским мастерством, всё же правильное выговаривание слов - это уверенность в себе и высокая самооценка. Конечно, и люди, не обладающие гладкой красивой речью, добиваются успеха. Но если есть возможность заранее устранить препятствие, почему бы не сделать это? Затем специалист логопункта может подчеркнуть, что данный возраст - самый благодатный момент для формирования правильной речи. Сейчас звукопроизношение малыша можно сравнить с гибким молодым деревцем, пока ещё способным принять нужную форму. Но когда ребёнок покинет детский сад, <деревце> станет крепче и прочнее, и коррекция речи сильно затруднится. 2) Объяснение деталей. Нужно рассказать родителям про упражнения в домашней тетради и порядок их выполнения. Важно подчеркнуть: домашняя тетрадь для занятий не должна ассоциироваться у малыша с мучениями или скукой. В упражнения можно внести элемент игры. Не стоит ругать ребёнка за то, что у него не получается. Зато поощрять за успехи нужно почаще. 3. Периодический контроль. На этом взаимодействие логопеда с родителями не заканчивается. Специалист логопункта детского сада ни в коем случае не должен пускать домашние занятия <на самотёк>. Родители должны чувствовать, что их усилия не напрасны. Как и самих детей, их стоит постоянно поощрять за успехи. Позвонив по телефону, можно рассказать им о замеченных улучшениях в речи малыша со словами <Вам уже есть чем гордиться>, <Поздравляем с ещё одним <побеждённым> звуком>. 4. Содействие воспитателей. Воспитатель детского сада, являющийся авторитетом для родителей, способен сыграть важную роль в их взаимодействии с логопедом. Он может выступить своеобразным посредником между ними. Маме, пришедшей забрать ребёнка, он может ненавязчиво передать советы логопеда по работе с домашней тетрадью. И наоборот: родители могут в доверительной беседе поведать воспитателю о сложностях, о которых стесняются напрямую сказать логопеду. А обратную связь воспитатель позже передаст им в той же мягкой, ненавязчивой форме. Так удастся избежать типичного страха перед <врачом в белом халате> - образ, с которым часто ассоциируется логопед.
|