АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
Ремённая Екатерина Александровна
Основной целью индивидуальной логопедической деятельности является формирование навыков правильного произношения. Для достижения этой цели приходится повторять один и тот же материал, что утомляет и ребёнка и взрослого. При этом логопед должен уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, заинтересовывать ребёнка, «превращать» скучные, на первый взгляд, упражнения в интересные, а главное эффективные.
Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, один из которых является применение объемных предметов в коррекционной работе с дошкольниками.
В процессе работы я заметила, что объемные предметы вызывают больший интерес, чем плоскостные изображения. Появилась идея, включить в свою работу кубики. Я изготовила из различных материалов (картон, фетр, пластмасса) комплект логопедических кубиков, разной величины. Некоторые кубики оснащены прозрачными кармашками, в которые можно вкладывать наглядный материал в соответствии с задачами каждого занятия, тем самым получилось пособие — функциональное и вариативное.
Цель пособия: разнообразие процесса автоматизации звуков у детей дошкольного возраста.
Пособие решает сразу несколько задач:
- развивать артикуляционную моторику, просодические и интонационные компоненты речи
- формировать произносительные навыки
- развивать фонематическое восприятие
- совершенствовать лексико-грамматический строй, связную речь.
Кубики я использую на всех этапах формирования навыков правильного произношения:
- развитие артикуляционной моторики, работаю с большой фетровым кубиком с картинками, ребенок бросает кубик и выполняет «выпавшее» упражнение, либо педагог загадывает загадку, ребенок находит картинку на кубике и выполняет упражнение;
- уточнение артикуляционного уклада, характеристики звука,
использую кубики на гранях, которых изображены картинки-символы, педагог переворачивает кубик, ребенок уточняет положение органов артикуляции при произнесении звука, дает ему характеристику;
- произнесение звука изолированно, использую кубикс картинками-символами определенного звука на каждой грани, ребенок переворачивает кубик, произносит автоматизируемый звук изолированно;
- работа с гласными звуками, использую кубик, на гранях которого изображены символы гласных звуков, ребенок переворачивает кубик, называет гласные звуки, затем ребенок сливает автоматизируемый согласный звук в слоги;
- автоматизация звука в словах, словосочетаниях, использую кубик, на гранях которого грамматические задания: гномик (образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов); великан (образование существительных с помощью увеличительных суффиксов); несколько одинаковых фигурок (образование существительных множественного числа в Именительном падеже); слово потерялось (закрепление падежных окончаний); кубик с точками (согласование числительного с существительными) дополнительно используется кубик, на гранях которого расположены точки в количестве от 1 до 6; много точек (образование существительного множественного числа в Родительном падеже); жадина (согласование притяжательных местоимений с существительным). Ребенок выбирает картинку на кубике (дополнительный комплект картинок с автоматизируемым звуком заранее подобран) и выполняет все задания на гранях;
- работа над предложением, используетсясемь акриловых кубиков с картинками, один кубик для выбора героя, два кубика с изображением действий, четыре кубика с изображением предметов. Ребенок по очереди бросает все кубики, выставляет их по порядку и составляет предложение ( «Маша кушает кашу»);
- составление описательного рассказа, загадки. Работаюс кубиком, на гранях которого символы – задания: величина, цвет, форма, детали, материал, из которого предмет сделан, что можно с предметом делать. Педагог переворачивает кубик, ребенок составляет рассказ, загадку;
- работа над просодической и интонационной стороной речи проводится с помощью кубика, на гранях которого символы – задания: барабан (умение пользоваться громким голосом); «символ – тише» (умение пользоваться тихим голосом); вопрос (умение произносить с вопросительной интонацией); восклицательный знак (умение произносить с восклицательной интонацией); медведь (умение понижать тон голоса); мышка (умение повышать тон голоса), кубика- «эмоции». Взрослый произносит предложение с разной интонацией, ребенок определяет картинку на кубике, далее ребенок бросает кубик, произносит звук, слог, слово, фразу, скороговорку с той интонацией, которая выпала на грани кубика.
С кубиками можно работать в разных возрастных группах, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых, на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента.
Использование пособия на занятиях позволяет эффективно решать задачи коррекционной работы, совершенствовать речевые навыки. Кубики «Превращают» занятие в интересную игру, вызывают стойкий положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.
|