Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».
Логопедия
Автор: Салеева Александра Сергеевна   
18.05.2023 09:40

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Дифференциация звуков Р-Л».

Цель: создать условия для закрепления дифференциации звуков [Р]-[Л], букв [Р]-[Л].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить произношение звуков[Р]-[Л];
  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Р]-[Л] с опорой на различные виды контроля;
  • Учить детей выделять звуки [Р]-[Л] из состава слогов, слов и предложений;
  • Учить определять позицию звука в слове;
  • Закреплять навык звукового анализа слов, послогового чтения;
  • Развивать лексико-грамматическую сторону речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Автоматизировать у детей звуки [Р]-[Л] в слогах, словах и предложениях;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
  • Развивать навыки словоизменения;
  • Формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильный, вибрационный и акустический контроль;
  • Закреплять навыки формирования грамматических категорий языка;
  • Совершенствование связной речи;
  • Учить отвечать полным предложением;
  • Развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать умение слушать педагога и друг друга;
  • Воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость;
  • Формировать навыки контроля и самооценки.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация, звуковое сопровождение.

Материалы: картинки смешариков, схемы для описания звуков, карточки букв [Р]-[Л], магнитная доска с деревянными буквами, пластилин, изображение замков, наборы для звуковой схемы слова, наборы для обозначения схемы предложения, мяч.

Ход занятия:

Стоят в кругу. Эмоциональный настрой на занятие.

1. Организационный момент.

- Приветствие гостей. Проверка готовности к занятию.

2. Объявление темы занятия. Актуализация знаний.

- Сегодня, в мой почтовый ящик пришло письмо. На нем нарисованы Смешарики! Лосяш и Кар-Карыч. Вы, узнали этих героев?

Ответы детей.

- Рассаживайтесь на свои места, сейчас я вам его прочту.

Рассаживаются на свои места.

Чтение письма.

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем Вас к нам в страну Смешариков. У нас много всего интересного, мы весело и с пользой проведем время!

- Ну что, ребята, вы хотите отправится в страну Смешариков?

Ответы детей.

- Как выдумаете, на чем же нам поехать? Пешком ведь идти очень далеко.

Ответы детей.

- В путешествие можно отправиться на различных видах транспорта. Какие виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный, наземный, подземный)

Ответы детей.

- Перечислите наземный транспорт? Ответы детей.

- Перечислите водный транспорт? Ответы детей.

- Назовите подземный транспорт? Ответы детей.

- Какой воздушный транспорт вы знаете? Ответы детей.

- Ребята, но прежде чем отправиться в гости, ответьте, как вы думаете, почему письмо нам написали именно Кар-карыч и Лосяш?

Ответы детей.

- Отгадайте загадки.

Рак, рыбалка, рыболов,
Рыба, речка… Сколько слов!
Вы скажите, как пример,
Хоть словечко со звуком... (Р)

Звук тот ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слезы лить. (Л)

- Кар-карыч и Лосяш приглашают нас, чтобы мы с вами вспомнили и закрепили звуки [Р]-[Л].

К доске вызываются 2-е воспитанников для вывешивания букв на магнитную доску.

3. Анализ артикуляции по плану.

Р

Л

В каком положении …

- губы в улыбке

- зубы на маленьком расстоянии (приоткрыты)

- кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен, вибрирует

- голос - есть, вибрирует
- воздушная струя – сильная, заставляет дрожать

- губы в улыбке

- зубы на маленьком расстоянии

- кончик языка поднят за верхние зубы

- голос - есть, вибрирует

- воздушная струя – по бокам языка

- Чем похожи и в чем различие этих звуков?

4. Характеристика звука.

Р

Л

- согласный

- звонкий

- может быть твердым или мягким

- согласный

- звонкий

- может быть твердым или мягким

- Чем похожи и в чем различие этих звуков? (имеют тв и мг пару)

5. Произношение изолированного звука.

- А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 группы и отправиться к Смешарикам. У каждой группы будет свой транспорт, но вам нужно выбрать, на каком транспорте вы отправитесь.

- У первой группы будет транспорт со звуком [Р]. Какие предположения? (Вертолет, параход, ракета, грузовик)

- У второй группы будет транспорт со звуком [Л]. Какие предположения? (Самолет, велосипед, мотоцикл)

- Ну вот мы и определились с тем, на каком транспорте мы отправимся, пора в путь!

6. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед произносит звуки изолировано. Задача детей: при произнесении логопедом звука [Р] – выполнять движения рулем (рулить), а при произнесении звука [Л] – подавать сигнал пешеходам (нажимать на воображаемый гудок).

7. Связь звука и буквы.

- Вот мы с вами и добрались в страну Смешариков. Но чтобы в нее попасть – нужно подобрать ключ к замку.

Детям раздаются карточки с изображением замка, а замочная скважина предполагает собой изображение звука [Р] и [Л].

- Ваша задача сделать ключ для замка из пластилина так, чтобы он подходил под размер скважины.

8. Закрепление звука в слогах. (работа с презентацией)

- Ой, ребята, какая красивая поляна с цветами. Как называется цветок? Вы заметили что-то необычное? Наверное, наши друзья придумали нам интересное задание. Давайте его выполним.

1 Задание. Чтение слогов.

- Прочитайте слоги. (Ромашка)

9. Закрепление звука в словах. Звуко-буквенный, слоговой анализ слов с графической записью.

- Ребята, с пустыми руками не принято ходить в гости, предлагаю вам заехать в магазин и купить гостинцев нашим друзьям. Согласны?

2 задание. Дифференциация звука Р-Л в словах.

- Будем покупать только те подарки, в которых есть звуки [Р]-[Л]. Если услышите в слове звук [Р]- кладите в синюю тележку. А если звук [Л] – желтую.

Слова: торт, яблоки, конфеты, виноград, лайм, круассаны, сок, груша, клубника, шоколад, лошадка, ракета.
- А теперь ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов. Возьмите свои наборы и выложите звуковую схему у себя на столах.

- А слово ___________ выложите с помощью букв.

Проверка с эталоном ответа на экране.

- Для того, чтобы нам расплатиться за купленные подарки, нужно разделить слова на слоги. Деление с помощью хлопков.

10. Физминутка.

Песенка Железновой «Автобус».

- Осталось совсем чуть-чуть, предлагаю дальше продолжить свой путь на автобусе и скорее добраться до наших друзей.

11. Упражнение на формирование грамматической стороны речи.

На доске появляются герои Смешариков – Лосяш и Кар-Карыч. Приветствие героев.

3 задание. Склонение существительных по падежам.

КТО НАПИСАЛ НАМ ПИСЬМО              И.п. (кто?) Смешарики

МЫ ОЧЕНЬ РАДЫ ВИДЕТЬ                       Р.п. (кого?) Смешариков

МЫ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ К                    Д.п. (кому?) к Смешарикам

МЫ КУПИЛИ ПОДАРКИ ДЛЯ                 В.п. (кого?) для Смешариков

МЫ БУДЕМ ИГРАТЬ С                             Т.п. (кем?) со Смешариками

РАССКАЖЕМ НАШИМ ДРУЗЬЯМ О     П.п. (о ком?) о Смешариках

12. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

- Давайте подарим подарки нашим друзьям.

Составление предложений с парами слов (Нюша-груша, Крош – морковь и т.д.)

Составление предложений согласно схемам, в заданном порядке.

- Составление схем к предложению с помощью наборов.

13. Итог занятия.

- Ребята, понравилось ли вам путешествие?

- Какие звуки мы с вами изучали?

- Дайте характеристику звуку [Р], [Л].

- Назовите слова, на звук [Р], [Л].

- Что еще мы сегодня вспомнила на занятии? (Виды транспорта).

14. Оценка работы детей на занятии.

- Как вы оцениваете свои ответы и участие в беседах на занятии?

- Если вы считаете, что вы были активными, правильно отвечали, внимательно друг друга слушали – возьмите зеленую машину и поставьте на парковочное место.

- Если на ваш взгляд, вы испытывали затруднения или вам было скучно и не интересно на занятии - возьмите красную машину и поставьте на парковочное место.

- Смешарики отблагодарили вас за подарки, которые вы им принесли и передали вам раскраски со всеми героями мульт-сериала.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год