Театрально – речевая деятельность учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. |
Логопедия | |||
Автор: Пряхина Валентина Игоревна | |||
09.03.2023 13:47 | |||
Театрально – речевая деятельность учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Работа над диалогами к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». Цель: развитие интереса у детей к театрально – речевой деятельности; интонационно выразительной диалогической речи; слуховой памяти. Предварительная работа: Слушание русской народной сказки в обр. И. Карнауховой «Крылатый, мохнатый да масленый». Оборудование: проектор, ноутбук с мультимедийной презентацией по сказке, атрибуты. Ход театрально – речевой деятельности:
Учитель-логопед: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей). Учитель-логопед: садитесь ребята поудобнее, и давайте вспомним сказку «Крылатый, мохнатый да масленый» … Что значит – русская народная сказка? (ответы детей/ придумал русский народ, из поколения в поколения, из уст в уста и т.п…) Кто может пересказать сказку «Крылатый, мохнатый да масленый?». (Краткий пересказ 1 ребенка, остальные дети помогают). Беседа по прочитанному. Чем в сказке занимался воробей? (Еду приносил). Чем в сказке занимался мышонок? (Дрова рубил). Чем занимался блин? (Щи да кашу варил). Практическое упражнение «Эмоции». Почему воробей решил поменяться работой? Дети. «Я с утра на охоте — на тяжкой работе. А блин с утра на печи нежится, только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом до обеда спит. Учитель-логопед: Чем стал заниматься воробей? (Стал дрова рубить). Чем стал заниматься мышонок? (Стал обед варить). Чем стал заниматься блин? (На охоту пошел). Наши герои поменялись работой и вот блин пошел в лес на охоту. Идет и песенку поет. Учитель-логопед: Как вы думаете, какое настроение было у блина, когда он пошел в лес: веселое или грустное? Ребята, с помощью мимики лица покажите радость. (Улыбнемся). Почему вы думаете, что веселое? Как вы думаете, что такое мимика? (Ответы детей). Учитель-логопед: Мимика – это выражение лица, которое зависит от нашего настроения. Если у вас веселое настроение, то вы улыбаетесь, а если грустное, то вы грустите. Учитель-логопед: А кто вышел навстречу блину? Дети. Лиса. Учитель-логопед: А какая лиса обычно в сказках? Дети. Хитрая. Учитель-логопед: Покажите хитрое выражение лица. Давайте покажем, как ходит лиса. Вот лиса увидела блин. Нюхает его, облизывается. Покажите, как лиса облизывается. И лиса у него спрашивает: «Ты куда, блинок, бежишь?» Скажите эту фразу так, чтобы было понятно, что лиса хитрая. А как вы думаете. Какое было выражение лица у блина, кода лиса обнюхивала его и облизывалась? Дети. Он был удивлен (напуган). Воспитатель. Покажите удивление (страх). Физкультурная минутка (проговаривание текста с движениями). Мы по сказке походили (идут по кругу) Всё вокруг мы изменили Мы ногами топали (топают) Мы в ладоши хлопали (хлопают) Будут в сказке помнить нас Наклонились мы на раз (наклон вперёд) На два поднимались (выпрямиться) Всем мы улыбались (поворачиваются к др. другу улыбаются) И опять потопали (топают) И в ладошки хлопали (хлопают) Вот какие молодцы Мы ребята удальцы (руки на пояс). Обыгрывание сюжета. Работа над диалогами. Мы с вами будем актерами и актрисами. Кто это? (ответы детей/далее беседа по развитию ранней профориентации) В театре, прежде чем показать представление, режиссер распределяет роли между актерами. Актеры много репетируют. Вживаются в роль! Как вы понимаете это выражение? Что значит вжиться в роль? (пытаются быть похожими на своего героя, голосом, повадками, мимикой…) Я буду вашим режиссером, а вы актерами! И у нас будет первая репетиция! Хотите? Готовы? Молодцы! Я предлагаю вам проиграть этот отрывок. (сопровождение презентацией – показ стоп – кадра/обыгрывание). Блин идет радостный в лес и поет песенку. Останавливается. Навстречу ему выходит лиса. Нюхает его, облизывается и спрашивает: «Ты куда блинок бежишь?». А блин смотрит на нее с удивлением, испугом. (Дети, обыгрывают сценку). Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Учитель-логопед: А в это время мышка дома варит щи, но они не получаются у неё такими вкусными как у блина. Давайте представим, что мы взяли ложку и пробуем щи. А они оказались невкусными. Что говорила мышка? «Как, — думает – блин щи варил? А, да он в горшок нырнет, да и выплывет, и станут щи жирные!». Учитель-логопед: Что делает мышка, чтобы щи стали вкусными? Дети. Мышка прыгает в горшок. Учитель-логопед: А щи в горшке, какие: горячие или холодные? Дети. Горячие. Учитель-логопед: Мышка выпрыгивает из горшка. Ей больно. Ребята, покажите, какое выражение лица у человека может быть, если ему больно? Я предлагаю вам обыграть этот отрывок. Мышка пробует щи. Они невкусные. Прыгает в горшок. Выпрыгивает. Начинает бегать по комнате и жалобно пищать. Останавливается, дует на себя. Садится и плачет. (Дети обыгрывают эту сценку). Учитель-логопед: А про воробья мы сказали, что он стал, что делать? (Дрова на мелкие щепки ломать). Что случилось с воробьем? Дети. Он свернул клюв. Воспитатель. Воробей клювом ломает дрова на щепки. Хватается за клюв. Садится на пенек и плачет. (Сценку обыгрывают). Учитель-логопед: Когда блин пришел из леса, то увидел, что мышка и воробей сидят и плачут. Блин и говорит: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своего дела делать не хочет». Ребята, как вы понимаете это выражение? Дети. Ответы детей. Учитель-логопед: Тут воробью стало стыдно. Покажите с помощью мимики лица, что человеку стыдно. Теперь давайте немного отдохнём. Беседа – релаксация (приглашаю детей на ковёр) Учитель – логопед: Всех к себе я приглашаю, вам загадки загадаю. - Кто в дремучем лесу отхватил кусочек блина? - Кто дрова рубил, да слёзы горькие лил? - Кто в горшке ошпарился, сел на лавку слёзы лить? - Кто решил поменять всю работу в доме? Учитель-логопед: - Чем мы сегодня занимались? (Проигрывали, проговаривали отрывки из сказки «») Кем были. Что у нас было? (первая репетиция). Герои вели диалог (общались друг с другом), пытались вжиться в роль? Это как? (повадками, голосом, мимикой…). - Что вам больше всего понравилось? (ответы детей) - А в чем были трудности? (ответы детей). Молодцы!
|