Изучение цифр в логопедической группе детского сада. |
Логопедия | |||
Автор: Нуриева Авелина Владимировна Хабирова Гульназ Рамзиевна Фаухиева Гузалия Назгатовна | |||
22.02.2023 20:15 | |||
Изучение цифр в логопедической группе детского сада. Общее недоразвитие речи — сложные различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и образование различных звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и слово-измерение, связная речь не развита. Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.
Дети с общим недоразвитием речи имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. При знакомстве с цифрами целесообразно помнить, что дошкольник не должен уметь писать цифры и тем более «вписываться» в клетки (это школьная задача). Умение узнать цифру и соотнести ее с количеством предметов – это вполне достаточный уровень подготовки к школе по любой программе. В связи с этим можно обозначить основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами: – научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.); – научить детей соотносить слово – числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно. Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиболее важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мысли и образ, помогающий освоить ее написание) Познавательные процессы, связанные с математическими знаниями, формируются и отрабатываются в том числе и на занятиях с учителем-логопедом. Большинство исследователей замечают, что что объем, качество и количество математических знаний, умений и навыков усваивается детьми с ОНР значительно медленнее по сравнению с нормотипичными школьниками. Цель: Учить соотносить количество точек с цифрой. Назвать цифру, найти ее и показать. Развивать конструктивные умения, учить соотносить цифры с обозначаемым количеством предметов. Материалы: кубики, сделанные из бумаги самими детьми с помощью воспитателя. Линейка из бумаги с цифрами, написанными самими детьми. Задание: Педагог подбрасывает кубик, дети называют количество точек на кубике, и находят соответствующую цифру на своей полоске цифр. Обводят карандашом соответствующую цифру. Вариант. Усложняя упражнение, педагог просит по команде педагога подбросить свой кубик, подсчитать количество точек и обозначить соответствующую цифру. Вариант2. Дети, владеющие счетом, легко и с удовольствием играют развивающие игры. По заданной схеме собирают конструкцию.
|