Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Дизартрия – у детей дошкольного возраста с применением нейропсихологических игровых приемов»
Логопедия
Автор: Пашковская Ольга Петровна   
02.02.2023 13:55

«Дизартрия – у детей дошкольного возраста с применением нейропсихологических игровых приемов»«Дизартрия – у детей дошкольного возраста с применением нейропсихологических игровых приемов»

Пашковская О.П., Учитель-логопед МБДОУ № 56 «Искорка», Высшей квалификационной категории г. Сургут ХМАО- Югра

Статья раскрывает этапы логопедической работы по коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста. Важное значение имеет ранняя диагностика речевой патологии, взаимосвязь в работе логопеда и врача–невролога, рекомендации и игровые упражнения для родителей, логопедов.

Многие современные семьи сталкиваются с нарушением произношения у ребёнка, с чем и обращаются к практикующему логопеду.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи и является самым распространенным речевым расстройством у детей, которое связано с различными поражениями отделов головного мозга. При этом нарушении ребёнок неясно произносит слова, хотя общий смысл и значение слов не меняется. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением. Нарушена просодическая сторона речи (голос слабый, тихий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность). Дети с дизартрией, как правило, едят медленно, не любят хлебные корочки, твёрдое яблоко, потому что им трудно совершать жевательные движения. Часто родители идут ребёнку на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы ел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.

 

Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Часто родители идут ребёнку на уступки -дают мягкую пищу, лишь бы ел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу. Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого.

Вопросами коррекции дизартрии занимались учёные: О.О. Правдина, Е. М.Мастюкова, К.А. Семёнова, Л.В. Лапатина; Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова и другие Они считают, что основными направлениями в работе логопеда с детьми: приоритетно развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, а так же проведения дыхательных, голосовых упражнений, темпа речи, ритма и интонации. Нарушение артикуляции и фонация, затрудняющая, а иногда и полностью препятствующая чёткому звучанию речи, составляют так называемый первичный речевой дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений. Общение с окружающими очень ограничено, несмотря на то, что большинство детей способны понимать обращённую речь, сами они лишены возможности в словесной форме обращаться с окружающими. Речь таких детей доступна только для близкого окружения.

Всё чаще в последнее время в процессе логопедической практики встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а так же слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры.

Учитывая распространённость данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста и запросам от родителей можно сделать вывод, что в настоящее время это очень актуальная проблема оказания квалифицированной помощи детям со стёртой формой дизартрии.

В ходе логопедической помощи, необходимо обратить внимание на наличие неврологической симптоматики, а так же необходимо динамическое наблюдение в процессе всей коррекционной работы с ребёнком.

Причинами возникновения лёгкой формы дизартрии являются различные факторы, которые могут воздействовать во время беременности матери: токсикоз, гипертония, хроническая гипоксия плода, острые и хронические заболевания матери в период беременности, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях, лёгкая асфиксия, родовые травмы,

затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца. И заболевания детей в раннем возрасте: острые инфекционные заболевания, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек и другие.

Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приёмами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встаёт вопрос о дополнительном и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных речевых нарушений.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжёлых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении. При этом отмечаются подёргивание и дрожание (тремор языка). Второй признак дизартрии — нарушение речевого дыхания и голоса, что связанно с нечёткой работой мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани.

Чтобы у ребёнка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приёмов обучения.

Особенности планирования коррекционной работы:

  1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
  2. Нормализаия моторики артикуляционного аппарата.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.
  4. Нормализация голоса и речевого дыхания.
  5. Формирование просодической стороны речи.
  6. Постановка и автоматизация звуков.

Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей артикуляции, к которым относятся: губы, язык, нижняя челюсть. Точность, свободность, чёткость и подвижность этих органов развивается у ребёнка постепенно, в процессе занятий с учителем-логопедом. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводиться в форме артикуляционной гимнастики.

Советы родителям, которые готовы заниматься с ребенком.

С чего начинать играть с ребенком?

«Памятка- игралочка- упражнялочка» для родителей.

  1. Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
  2. Лучше её делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  3. Проводить упражнения от простых к более сложным. Проводить лучше в игровой форме перед зеркалом.
  4. Понаблюдайте что при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированные.
  5. Взрослый во время артикуляционной гимнастики следит за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
  6. Не предлагайте ребёнку 2-3 упражнения, из выполненных 2-3 упражнений новым может быть только одно упражнение, а остальные даются на повторение и закрепление.
  7. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении. 8.Ребёнок должен хорошо видеть в зеркале, как своё лицо, так и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполняемых упражнений.

Очень часто из опыта работы логопеда можно увидеть, отсутствие контроля действия и наблюдения со стороны ребёнка (взгляд блуждающий по всей комнате, окружающим предметам не сосредоточенность на правильном и точном выполнении артикуляционных движений).

Помните очень важно при работе с ребенком всегда быть в приподнятом настроении это помогает лучше проводить упражнения эмоционально и в игровой форме, чтобы вызвать интерес со стороны ребёнка.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении. Сюжеты и маршруты этих путешествий могут быть разнообразны. Всё зависит от ваших фантазий. Двигаясь от задания к заданию, преодолевая препятствия, ребёнок незаметно для себя выполняет все упражнения и в конце, добравшись до цели путешествия, получает приз. Призами могут быть наклейки, стикерсы для альбомов о животных.

Используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Давай отправимся в путешествие.

Игра-сказка «Путешествие к Дедушке и Бабушке».

Давай поедем к бабушке и дедушке в гости. Мы будем любимыми внучатами.

При постановке шипящих звуков Ш-Ж можно использовать такие упражнения. Внучата расшалились.

  1. «Накажем непослушный язычок». Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепать его губами а потом зубами. Произносить пя- пя- пя. Та-та-та-покусывая зубами язычок. Выполнить 10-15 раз.
  2. Упражнение «Лошадка». Давайте поскачем на лошадке к дедушке и бабушке.

Вот лошадка поскакала, поскакала очень быстро она устала. Мы сейчас отдохнем и опять скакать начнем. Присасывать язык к небу (положение языка вверх). Растягивая подъязычную связку, щёлкать языком медленно и сильно/ Следить нижняя челюсть неподвижна, взрослый может для контроля поднести ладонь. Выполнить 10-15 раз.

Приехали внучата к дедушке и бабушке. Они так обрадовались приезду внучат, что стали угощать вареньем.

3. Упражнение «Вкусное варенье». Рот отрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения «слизывания варенья с губы» сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна, контроль со стороны взрослого.

На что важно обратить особое внимание.

  1. Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует его выполнение.
  2. Не менее важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
  3. В процессе выполнения важно поощрять, подбадривать ребёнка создавать положительный настрой, покажите его достижения. Например, «Твой язычок обязательно научиться подниматься к верху», «он тренируется как олимпийский чемпион, готовится к предстоящей олимпиаде».
  4. В качестве вспомогательного средства рекомендуется следующее: смазывать губы ребёнка сиропом перед облизыванием, насыпать на язык сахар, крошки от печенья, выжимать сок лимона на язык для упражнения «чашечка», положить ниточку на губу, язык (второй конец ниточки взрослый придерживает учить вытягивать губки «трубочка», «кружочек»

«пирожок», нитка на языке выполнять упражнение «блинчик» прилепить к твёрдому нёбу конфетку-тянучку, пусть ребёнок попытается отлепить её языком упражнение «язычок маляр красит в домике крышу», весёлые витамины, разной величины крупные и мелкие также можно использовать для языка, учить присасывать язык к нёбу «медленная и быстрая лошадка».

Длительность проведения артикуляционных упражнений зависят от тяжести речевого нарушения. При дизартрии артикуляционные упражнения рекомендуется проводить длительно и часто утром и вечером по возможности.

Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Следует постепенно развивать мелкую моторику.

Исследованиями института физиологии детей установлено также, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений рук. Если движения развиты и соответствуют норме, то и речь будет в норме. Многолетняя практика показала, что очень полезны следующие упражнения: перебирая пальцами, ребёнок вращает карандаш, бобину с нитками, гладкий шарик, шарик с колючками «ёжик», шершавый, игры с фасолью, гороховая ванна, с семенами различными, манка для рисования пальчиками, рисование и штриховка различными мелками, карандашами, выполнять «трудные виражи» преодолевая волнистые, остроконечные, круговые сложные дорожки. Предложите из счётных палочек выложить «домик», «ёлочку», кораблик и другие игрушки.

У детей с дизартрией наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе дошкольного воспитания.

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно с помощью нейротренажеров.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения развития мелкой моторики, лучше предложить в стихотворной форме, так как стихи оказывают возможность войти в игровой ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Мы предложим Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, и развивают мелкую моторику.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И. Кант);

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием тренажеров стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Каждый день с детьми мы используем игры, с помощью нейротренажеров.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе.

Нейротренажер «Варежка-колючка».

«Оладушки»

Мы играли в ладушки- (прижимаем две ладошки к варежкам вместе)

Жарили оладушки (движения сжимание кулачков одновременно)

Так пожарим, повернем (положение ладошек вверх-вниз на варежки -отпускаем)

И опять играть начнем (ребрышки ладошек скользят по варежкам).

Нейротренажер «Мячик-Ёжик».

Инструкция выполнения:

Возьмите мячик, прижмите пальцы к мячу, сцепите мячик в замок. Выполняйте руками движения вперед, назад к себе. Двигайте руками, и ладонями. Движения должны двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Маленький колючий еж

До чего же ты хорош.

Ежик быстро побежал и ежат своих догнал.

Нейротренажер «Арт-Коврик»

Игра «Дождик»

Инструкция выполнения:

Дети идут по коврику прыгают на двух ногах через разные поверхности коврика.

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри!

Он пускает пузыри

Ноги ты не промочи!

Он пускает пузыри.

При выполнении упражнений, детям нелегко удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на правой и левой ноге, двух ногах. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на двух ногах, сначала придерживая его за талию, а потом спереди за обе руки, пока ребёнок не научится это делать самостоятельно.

Развитие ребёнка происходит постоянно и главное не упустить время, помочь ему успешно справляться с пробелами в знаниях и умениях.

Надеюсь, что предложенный подход к работе с использованием игр и игровых упражнений, помогут специалистам дошкольных учреждений сделать процесс обучения эффективным, и интересным.

Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, не заставляйте играть в развивающие игры насильно, задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную. Только постепенные и регулярные занятия дают результат.

Таким образом, ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений позволяет ребёнку безболезненно адаптироваться к требованиям современной школы. При обращении родителей им оказывается квалифицированная помощь на ранних этапах дошкольного учреждения логопедом и другими специалистами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год