«Дизартрия – у детей дошкольного возраста с применением нейропсихологических игровых приемов» |
Логопедия | |||
Автор: Пашковская Ольга Петровна | |||
02.02.2023 13:55 | |||
«Дизартрия – у детей дошкольного возраста с применением нейропсихологических игровых приемов» Пашковская О.П., Учитель-логопед МБДОУ № 56 «Искорка», Высшей квалификационной категории г. Сургут ХМАО- Югра Статья раскрывает этапы логопедической работы по коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста. Важное значение имеет ранняя диагностика речевой патологии, взаимосвязь в работе логопеда и врача–невролога, рекомендации и игровые упражнения для родителей, логопедов. Многие современные семьи сталкиваются с нарушением произношения у ребёнка, с чем и обращаются к практикующему логопеду. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи и является самым распространенным речевым расстройством у детей, которое связано с различными поражениями отделов головного мозга. При этом нарушении ребёнок неясно произносит слова, хотя общий смысл и значение слов не меняется. Речь такого ребёнка характеризуется нечётким, смазанным звукопроизношением. Нарушена просодическая сторона речи (голос слабый, тихий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность). Дети с дизартрией, как правило, едят медленно, не любят хлебные корочки, твёрдое яблоко, потому что им трудно совершать жевательные движения. Часто родители идут ребёнку на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы ел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу.
Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Часто родители идут ребёнку на уступки -дают мягкую пищу, лишь бы ел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно понемногу приучать ребёнка хорошо пережёвывать и твёрдую пищу. Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Вопросами коррекции дизартрии занимались учёные: О.О. Правдина, Е. М.Мастюкова, К.А. Семёнова, Л.В. Лапатина; Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Э.Я. Сизова, Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова и другие Они считают, что основными направлениями в работе логопеда с детьми: приоритетно развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, а так же проведения дыхательных, голосовых упражнений, темпа речи, ритма и интонации. Нарушение артикуляции и фонация, затрудняющая, а иногда и полностью препятствующая чёткому звучанию речи, составляют так называемый первичный речевой дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений. Общение с окружающими очень ограничено, несмотря на то, что большинство детей способны понимать обращённую речь, сами они лишены возможности в словесной форме обращаться с окружающими. Речь таких детей доступна только для близкого окружения. Всё чаще в последнее время в процессе логопедической практики встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а так же слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры. Учитывая распространённость данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста и запросам от родителей можно сделать вывод, что в настоящее время это очень актуальная проблема оказания квалифицированной помощи детям со стёртой формой дизартрии. В ходе логопедической помощи, необходимо обратить внимание на наличие неврологической симптоматики, а так же необходимо динамическое наблюдение в процессе всей коррекционной работы с ребёнком. Причинами возникновения лёгкой формы дизартрии являются различные факторы, которые могут воздействовать во время беременности матери: токсикоз, гипертония, хроническая гипоксия плода, острые и хронические заболевания матери в период беременности, минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях, лёгкая асфиксия, родовые травмы, затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца. И заболевания детей в раннем возрасте: острые инфекционные заболевания, инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек и другие. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приёмами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встаёт вопрос о дополнительном и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных речевых нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжёлых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении. При этом отмечаются подёргивание и дрожание (тремор языка). Второй признак дизартрии — нарушение речевого дыхания и голоса, что связанно с нечёткой работой мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани. Чтобы у ребёнка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приёмов обучения. Особенности планирования коррекционной работы:
Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей артикуляции, к которым относятся: губы, язык, нижняя челюсть. Точность, свободность, чёткость и подвижность этих органов развивается у ребёнка постепенно, в процессе занятий с учителем-логопедом. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводиться в форме артикуляционной гимнастики. Советы родителям, которые готовы заниматься с ребенком. С чего начинать играть с ребенком? «Памятка- игралочка- упражнялочка» для родителей.
Очень часто из опыта работы логопеда можно увидеть, отсутствие контроля действия и наблюдения со стороны ребёнка (взгляд блуждающий по всей комнате, окружающим предметам не сосредоточенность на правильном и точном выполнении артикуляционных движений). Помните очень важно при работе с ребенком всегда быть в приподнятом настроении это помогает лучше проводить упражнения эмоционально и в игровой форме, чтобы вызвать интерес со стороны ребёнка. Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении. Сюжеты и маршруты этих путешествий могут быть разнообразны. Всё зависит от ваших фантазий. Двигаясь от задания к заданию, преодолевая препятствия, ребёнок незаметно для себя выполняет все упражнения и в конце, добравшись до цели путешествия, получает приз. Призами могут быть наклейки, стикерсы для альбомов о животных. Используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Давай отправимся в путешествие. Игра-сказка «Путешествие к Дедушке и Бабушке». Давай поедем к бабушке и дедушке в гости. Мы будем любимыми внучатами. При постановке шипящих звуков Ш-Ж можно использовать такие упражнения. Внучата расшалились.
Вот лошадка поскакала, поскакала очень быстро она устала. Мы сейчас отдохнем и опять скакать начнем. Присасывать язык к небу (положение языка вверх). Растягивая подъязычную связку, щёлкать языком медленно и сильно/ Следить нижняя челюсть неподвижна, взрослый может для контроля поднести ладонь. Выполнить 10-15 раз. Приехали внучата к дедушке и бабушке. Они так обрадовались приезду внучат, что стали угощать вареньем. 3. Упражнение «Вкусное варенье». Рот отрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения «слизывания варенья с губы» сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна, контроль со стороны взрослого. На что важно обратить особое внимание.
«пирожок», нитка на языке выполнять упражнение «блинчик» прилепить к твёрдому нёбу конфетку-тянучку, пусть ребёнок попытается отлепить её языком упражнение «язычок маляр красит в домике крышу», весёлые витамины, разной величины крупные и мелкие также можно использовать для языка, учить присасывать язык к нёбу «медленная и быстрая лошадка». Длительность проведения артикуляционных упражнений зависят от тяжести речевого нарушения. При дизартрии артикуляционные упражнения рекомендуется проводить длительно и часто утром и вечером по возможности. Дети с дизартрией с трудом овладевают навыками самообслуживания: многие не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Следует постепенно развивать мелкую моторику. Исследованиями института физиологии детей установлено также, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений рук. Если движения развиты и соответствуют норме, то и речь будет в норме. Многолетняя практика показала, что очень полезны следующие упражнения: перебирая пальцами, ребёнок вращает карандаш, бобину с нитками, гладкий шарик, шарик с колючками «ёжик», шершавый, игры с фасолью, гороховая ванна, с семенами различными, манка для рисования пальчиками, рисование и штриховка различными мелками, карандашами, выполнять «трудные виражи» преодолевая волнистые, остроконечные, круговые сложные дорожки. Предложите из счётных палочек выложить «домик», «ёлочку», кораблик и другие игрушки. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе дошкольного воспитания. Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно с помощью нейротренажеров. Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения. Весь материал, в котором предполагаются движения развития мелкой моторики, лучше предложить в стихотворной форме, так как стихи оказывают возможность войти в игровой ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Мы предложим Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, и развивают мелкую моторику. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И. Кант); Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель). «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори) Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием тренажеров стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Каждый день с детьми мы используем игры, с помощью нейротренажеров. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Нейротренажер «Варежка-колючка». «Оладушки» Мы играли в ладушки- (прижимаем две ладошки к варежкам вместе) Жарили оладушки (движения сжимание кулачков одновременно) Так пожарим, повернем (положение ладошек вверх-вниз на варежки -отпускаем) И опять играть начнем (ребрышки ладошек скользят по варежкам). Нейротренажер «Мячик-Ёжик». Инструкция выполнения: Возьмите мячик, прижмите пальцы к мячу, сцепите мячик в замок. Выполняйте руками движения вперед, назад к себе. Двигайте руками, и ладонями. Движения должны двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. Маленький колючий еж До чего же ты хорош. Ежик быстро побежал и ежат своих догнал. Нейротренажер «Арт-Коврик» Игра «Дождик» Инструкция выполнения: Дети идут по коврику прыгают на двух ногах через разные поверхности коврика. К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. В лужице — смотри, смотри! Он пускает пузыри Ноги ты не промочи! Он пускает пузыри. При выполнении упражнений, детям нелегко удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на правой и левой ноге, двух ногах. Обычно взрослый помогает ребёнку прыгать на двух ногах, сначала придерживая его за талию, а потом спереди за обе руки, пока ребёнок не научится это делать самостоятельно. Развитие ребёнка происходит постоянно и главное не упустить время, помочь ему успешно справляться с пробелами в знаниях и умениях. Надеюсь, что предложенный подход к работе с использованием игр и игровых упражнений, помогут специалистам дошкольных учреждений сделать процесс обучения эффективным, и интересным. Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, не заставляйте играть в развивающие игры насильно, задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную. Только постепенные и регулярные занятия дают результат. Таким образом, ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений позволяет ребёнку безболезненно адаптироваться к требованиям современной школы. При обращении родителей им оказывается квалифицированная помощь на ранних этапах дошкольного учреждения логопедом и другими специалистами.
|