Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка |
Логопедия | |||
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна | |||
02.02.2023 10:50 | |||
Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка По данным литературных источников заикание возникает в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности у ребёнка, когда познавательная, коммуникативная и регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием речевого общения с взрослыми. Отдельные авторы (Р. М. Боскис, 1940) отмечают, что в основе нарушения речевой деятельности заикающегося лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы. Изученные этиологические факторы заикания и их комбинации, возрастные периоды, в которых наиболее активно проявляется воздействие выявленных факторов, позволяют сопоставить периоды возникновения заикания с периодами овладения ребёнком синтаксическими структурами языка.
Абсолютное большинство случаев возникновения заикания обусловлено действием нескольких вредностей, отрицательное проявление которых зависит от возраста и уровня сформированности речевой деятельности ребёнка. Многие авторы утверждают, что возраст, когда наиболее часто встречается заикание, является от 2-х до 5 лет (Р. М. Боскис, Н.И. Жинкин, М.Зееман, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский и др.). Наиболее активно проявляется воздействие этиологических факторов в период от 3-х до 5 лет. Действие пренатальных и натальных вредностей, таких как резус-кофликт, родовая травма и асфиксия новорождённых, может обусловить заикание в начальном периоде формирования фразовой речи (до двухлетнего возраста). Определённую роль в возникновении заикания играют и такие факторы, как наследственная предрасположенность, острая психотравма. Однако сами по себе эти факторы редко вызывают заикание. Их действие проявляется в том случае, когда они оба выступают вместе или какой-нибудь из них сочетается с соматической ослабленностью, неправильным воспитанием, перевоспитанием левшества, неблагоприятными бытовыми условиями. Сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования у ребенка высказываний позволяют установить такие закономерности:
Сопоставляя периоды возникновения заикания с периодами формирования речевой деятельности, единицей которого является высказывание, выявилось, что у детей от 2-х до 3х лет возникновение заикания совпадает с началом формирования фразовой речи. Начальный этап заикания у большинства детей этого возраста связывается с началом периода освоения структуры предложения и его грамматического оформления. У детей с 3-х до 4-х лет возникновение заикания совпадает с периодом усвоения флективной системы языка и служебных слов для выражения синтаксических отношений. У детей от 4-х до 5 лет заикание совпадает с началом овладения сложным предложением. У детей с 5-ти до 7 лет возникновение заикания связывается с началом овладения продуктивной монологической речью. Выявленная корреляция возрастных и причинных факторов возникновения заикания будет способствовать дифференцированному подходу к его профилактике. Детям, перенесшим пренатальные, натальные и постнатальные вредности, способные вызывать срыв речевой деятельности, необходимо оказывать специальную помощь в овладении линейной схемой предложения после полутора лет, флективной системой языка и служебными словами для выражения синтаксических отношений после двух лет, оформлением сложного предложения после четырёх лет и монологической речью после пяти лет.
|