Опыт работы по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ТНР в условиях логопедического пункта. |
Логопедия | |||
Автор: Союрова Ирина Владимировна | |||
31.01.2023 16:55 | |||
Опыт работы по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ТНР в условиях логопедического пункта. Категория детей с ТНР — это особая категория детей с отклонениями в развитии, имеющих сохранные слух и интеллект. У детей данной группы присутствуют значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР). Такими авторами как Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др. было определено, что основным направлением коррекционной работы с детьми с ТНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. У детей с ТНР своеобразие овладения лексико – грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, искажении общей картины речевого развития.
Анализ речевого развития детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ №121 выявил следующие трудности при употреблении детьми в активной речи грамматических форм: неверное употребление имен существительных в форме мн. ч. Р. п.; согласование существительных с числительными; суффиксальный способ образования имен существительных; образование относительных и притяжательных прилагательных; трудности правильного образования и употребления предложно-падежных конструкций. Также были отмечены трудности усвоения обобщающих понятий слов, ограниченности активного словаря, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов. Из этого следует, что для преодоления имеющихся речевых трудностей необходима совместная и систематическая работа педагогов и родителей. Система работы в условиях логопедического пункта построена на основе адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Также в коррекционно-логопедической работе используются методические разработки: О. С. Агранович, Т. В. Александровой, З. Е. Гомзяк, С. В Коноваленко, О. И Крупенчук., и др. С целью повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса по преодолению трудностей формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ТНР мною были разработаны дополнительные дидактические материалы. В ходе проведения занятий по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи детей используются беседы по лексическим темам, наблюдения за предметом и действием, речевые игры, опора на вербальный образец. Средствами обучения являются дидактические материалы, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения детей. Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
Игры на развитие внимания, памяти, мышления часто используются традиционные, но с учетом отрабатываемого словаря и грамматической категории. Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет достичь образовательных целей, а также поддерживает интерес ребёнка к занятиям. Таким образом, считаю, что своевременное, систематическое формирование лексико-грамматического строя языка ребенка, является важнейшим условием его полноценного речевого, общего психического развития и, соответственно, готовности к школьному обучению. Список источников и литературы:
|