Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ТНР в условиях логопедического пункта.
Логопедия
Автор: Союрова Ирина Владимировна   
31.01.2023 16:55

Опыт работы по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ТНР в условиях логопедического пункта.Опыт работы по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ТНР в условиях логопедического пункта.

Категория детей с ТНР — это особая категория детей с отклонениями в развитии, имеющих сохранные слух и интеллект. У детей данной группы присутствуют значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР), то есть имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как самостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

Такими авторами как Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др. было определено, что основным направлением коррекционной работы с детьми с ТНР является развитие лексико-грамматической стороны речи.

У детей с ТНР своеобразие овладения лексико – грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, искажении общей картины речевого развития.

 

Анализ речевого развития детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ №121 выявил следующие трудности при употреблении детьми в активной речи грамматических форм: неверное употребление имен существительных в форме мн. ч. Р. п.; согласование существительных с числительными; суффиксальный способ образования имен существительных;

образование относительных и притяжательных прилагательных; трудности правильного образования и употребления предложно-падежных конструкций.

Также были отмечены трудности усвоения обобщающих понятий слов, ограниченности активного словаря, в расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов.

Из этого следует, что для преодоления имеющихся речевых трудностей необходима совместная и систематическая работа педагогов и родителей.

Система работы в условиях логопедического пункта построена на основе адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Также в коррекционно-логопедической работе используются методические разработки:

О. С. Агранович, Т. В. Александровой, З. Е. Гомзяк, С. В Коноваленко,

О. И Крупенчук., и др.

С целью повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса по преодолению трудностей формирования лексико – грамматического строя речи у детей с ТНР мною были разработаны дополнительные дидактические материалы.

В ходе проведения занятий по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи детей используются беседы по лексическим темам, наблюдения за предметом и действием, речевые игры, опора на вербальный образец. Средствами обучения являются дидактические материалы, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использования в целях развития практики общения детей.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

  • Дидактические игры и упражнения на развитие понимания речи: «Узнай по описанию», «Найди картинку по инструкции» и др.
  • упражнения на активизацию словаря: «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение (рифму) одним словом», «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Что из чего?», «Какой сок?», «Какая конфета?», «Чей подарок?» и др.
  • упражнения на закрепление грамматических форм: «Исправь ошибку», «Скажи правильно», «Составь предложение из слов…», «Чей малыш?», «Чьи уши, чей хвост?» и т. п.
  • упражнения, развивающие внимание, память, мышление: «Что изменилось?», «Запомни и повтори», «Найди отличия», «Чего не стало?», «Угадай-ка», «Четвертый лишний», «Путаница» и т. п.

Игры на развитие внимания, памяти, мышления часто используются традиционные, но с учетом отрабатываемого словаря и грамматической категории.

Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет достичь образовательных целей, а также поддерживает интерес ребёнка к занятиям.

Таким образом, считаю, что своевременное, систематическое формирование лексико-грамматического строя языка ребенка, является важнейшим условием его полноценного речевого, общего психического развития и, соответственно, готовности к школьному обучению.

Список источников и литературы:

  1. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игровые тесты.
  2. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей.
  3. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
  4. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.
  5. Тюнеева, А. А. Преодоление грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР / А. А. Тюнеева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 146-148. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/41/1264/ (дата обращения: 21. 01. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год