Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Налетова Екатерина Анатольевна | |||
15.01.2023 00:16 | |||
Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи Подготовила: Налетова Екатерина Анатольевна учитель-логопед МОУ «СОШ № 15 им. В.Д. Сабанеева», дошкольное отделение г.о. Подольск Московской области Арт-терапия является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку — мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
Рисование – классический метод арт-терапии. Музыкотерапия – лечение музыкой, танцевально-двигательная терапия направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца. Драматерапия – разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций близких ребенку и решение с их помощью проблем, детских страхов. Сказкотерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов. Библиотерапия – лечение книгой, она предназначена для детей школьного возраста. Игротерапия используется для анализа и лечения психологических проблем детей. Цветотерапия (хромотерапия) воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета. Песочная терапия – это игра песком или рисование на нем. Куклотерапия — изготовление кукол, постановка с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения. Оригами тоже начали относить к одному из видов арт-терапии, имеющему свойство раскрывать творческие потенциалы, развивать моторику рук, успокаивать. Музыкотерапия — метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики. Коррекционные задачи музыкотерапии: нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; ниткография; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями. Куклотерапия – раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психо-коррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности. Функции куклотерапии: коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;релаксационная – снятие эмоционального напряжения;воспитательно – психокоррекционная — проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;обучающая– обогащение информацией об окружающем мире. Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами. Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии: ванны; массаж, распыление; ингаляциия. Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает. Мандала — это рисунок, сложный геометрический узор,символизирующий гармонию вселенной, объединение внешнего космоса и внутреннего мира человека. «Мандала» означает «круг».Насыпные и раскрашенные мандалыЦели: -снижение уровня эмоционального напряжения и страхов;-концентрация внимания;-гармонизация внутреннего состояния;-развитие творческого потенциала;-активизация внутренних ресурсов;-развитие мелкой моторики;-гармонизация мозговой деятельностии связи левого и правого полушарий; — релаксация.
|