Методическая разработка конспекта занятия «Формирование понятия о неречевых и речевых звуках» (для детей старшей группы 5-6 лет) |
Логопедия | |||
Автор: Просяная Ирина Николаевна | |||
06.01.2023 12:34 | |||
Методическая разработка конспекта занятия «Формирование понятия о неречевых и речевых звуках» (для детей старшей группы 5-6 лет) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный Октябрь» Белгородского района Белгородской области Автор: Просяная Ирина Николаевна, учитель-логопед 2022 г. Тема: «Формирование понятия о неречевых и речевых звуках» Цель: познакомить детей с понятиями «неречевые звуки» и «речевые звуки».
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: колокольчик, музыкальные инструменты, погремушки и др. предметы, которые издают звуки. Предметные карточки для накопления глагольного словаря. Карточки с органами артикуляции. Карточки с изображением речевых и неречевых звуков. Карточки контроля на каждого ребенка. Карандаши. Ход занятия 1. ОРГМОМЕНТ Звон колокольчика Логопед: колокольчик поёт на занятие всех завет! Здравствуйте, ребята! Меня зовут И.Н. А вас как зовут? (Дети называют свои имена) Ребята, вот мы и познакомились, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра (дети становятся в круг) 2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ Логопед: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что такое «звуки» и какие они бывают. 3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Логопед: сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Для это нам нужно закрыть глаза и внимательно послушать. 1, 2, 3, 4, 5 – будем с Вами мы молчать. Логопед: ребята, что вы услышали? (дети называют звуки, которые услышали в детском саду и за окном на улице). Все предметы могут издавать звуки. Посмотрите у меня на столе различные предметы и все они могут издавать звуки. Послушайте (логопед воспроизводит разные звуки – играет на музыкальных инструментах, звенит колокольчиком, рвет бумагу и др.) Логопед: сейчас поиграем в игру «Узнавай-ка» (Ребенок выходит к столу и поворачивается к нему спиной. Логопед воспроизводит звук. Ребенок отгадывает с помощью какого предмета педагог воспроизвел звук) Логопед: Молодцы, справились с этим заданием! Как вы узнали, что я делала, вы же не видели? Ответы детей. Логопед: чем мы слушаем звуки? Ответы детей. Логопед: правильно, слушать различные звуки нам помогают уши (логопед вывешивают карточку с изображение уха на доску). Логопед: уши – важный орган нашего тела, их нужно беречь. Ребята, как мы это сможем сделать? Ответы детей (мыть, в холодную погоду одевать шапки, не засовывать в уши мелкие предметы и т.д.) 4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В нашей группе все друзья Самый младший- это я. (дети ритмично сжимают и разжимают кулачки) Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика). 5. НАКОПЛЕНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ. ПОНЯТИЕ О НЕРЕЧЕВОМ ЗВУКЕ. Логопед: давайте вспомним, какие звуки издают предметы. Что они делают? (Логопед вывешивает на доску картинку, дети произносят какой звук издает этот предмет, затем подбирают глагол. Например: жук – жжжжж – жужит, комар – ззззззззззз – звенит, корова – му – мычит и т.д.) Логопед: Все звуки, которые издают предметы, птицы и животные называются «неречевыми звуками». 6. ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВОМ ЗВУКЕ И ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИИ Логопед: Ребята, говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим называются «Речевыми звуками». Когда мы говорим, то произносим звуки (речевые звуки). Сейчас я буду назвать звуки, а вы повторите, подумайте и ответьте, с помощью чего мы произносим эти звуки? Логопед: Как вы думаете, что нам помогает произносить различные звуки? (Ответы детей: рот, губы, зубы, язык, щеки. Логопед вывешивает картинку с изображением органов артикуляции на доску). 7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Логопед: сейчас мы свами немножко отдохнем и поиграем. Становимся в круг и слушаем внимательно. Если я звеню погремушкой, Вы идете по кругу, руки на поясе. Если, я говорю «Стоп» — нужно замереть и не двигаться. 8. РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ Логопед: Ребята, чтобы красиво говорить, нам нужно внимательно слушать и запоминать слова. Давайте с вами поиграем в игру: «Слушай, запоминай и повторяй!» (Логопед называет пары слов, а ребенок повторяет: бинт-винт, точка-кочка, цвет-свет, ночка-бочка, гости-кости, том-дом и т.д.) 9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ Логопед: ребята, звуки есть везде, но их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте сядем за столы и выполним задание которые там находятся (Приложение 1. Карточка контроля) 10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Логопед: сегодня, мы с вами говорили о звуках. С какими звуками мы познакомились? Чем мы слышим звуки? Чем произносим? Приложение 1 Карточка контроля Задание: обведи синим карандашом речевые звуки, а неречевые желтым. Раскрась любую картинку.
|