Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи |
Логопедия | |||
Автор: Волошина Ольга Алексеевна Лихарева Татьяна Владимировна | |||
12.12.2022 15:58 | |||
Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Автор: Волошина Ольга Алексеевна, учитель-логопед Лихарева Татьяна Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №17 Предисловие: Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, и нежелание родителей посещать родительские собрания, разобраться в сложном мире ребёнка. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, лежит в основе работы с родителями. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Для решения этой проблемы и возникла идея создания такой методической разработки, которая позволила бы детям и родителям, играя, получать знания и развивать фонематические процессы, находясь дома. Я разработала серию дидактических игр по развитию фонематического восприятия и звукового анализа, которые отрабатываются на занятиях по подготовке и обучению грамоте и закрепляются дома с родителями. Предлагаемые игры дают возможность повысить интерес детей к изучаемым звукам, способствуют более легкому и быстрому закреплению знаний. Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь. Детско-родительские мероприятия – одна из форм работы, позволяющая донести до мам и пап информацию о том, как растут и развиваются дети, как их учить, как с ними играть, разговаривать. Обобщив и проанализировав имеющийся положительный опыт педагогов по взаимодействию с родителями, учитывая запросы, возможности, знания и предложения родителей, а также интересы и увлечения воспитанников. Ведение Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Я.А. Каменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогом и родителями. Имея опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями, я решила создать дидактические игры, которые применяю на занятиях проводимых мною в ДОУ, при организации образовательного процесса для дошкольников совместно с родителями, для закрепления проходимо материала на занятиях дома. Актуальность методической разработки обусловлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. А также (п. 3. 2. 1.) для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Данная методическая разработка содержит игры-задания, по подготовке и обучению грамоте, которые изучаются в детском саду согласно реализуемым образовательным программам дошкольного учреждения. Основная часть Дидактические игры предназначены для совместных занятий родителей с детьми от пяти до семи лет. Предлагаемый материал дает возможность повысить интерес детей к изучаемым звукам, способствует более легкому и быстрому закреплению знаний. Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать. Данные дидактические игры заканчивать работу по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, лежащих в основе обучения грамоте. Они учат детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые), выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки. К дидактическим играм даны советы и пояснения для родителей, что делает их партнерами в совместной деятельности с детьми. Участвуя в выполнении заданий вместе с детьми, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над заданиями, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Дидактические игры адресованы родителям детей дошкольного возраста, рекомендованы для использования в работе педагогами дошкольных учреждений. Целью методической разработки является создание условий для совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми по закреплению пройденных в детском саду тем по подготовки и обучению грамоте. Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Планируемые результаты: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; родители непосредственные участники образовательного процесса; установление партнерских отношений ДОУ и семьи, совершенствование знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях по подготовке и обучению грамоте. В методической разработке представлена теоретическая и практическая части. В теоретическую часть включены: рекомендации родителям по выполнению заданий. В практической части – игры для совместной деятельности взрослых с детьми по закреплению пройденных звуков на занятиях по подготовке и обучению грамоте. В процессе взаимодействия родителей с детьми, решаются задачи, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Предлагаются варианты игровых заданий в соответствии с основными направлениями развития ребенка. В пособие входит пять игр на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры предназначены для выполнения домашних заданий родителей с детьми. Игры в интересной форме помогут развивать фонематический слух, восприятие и предназначены для организации работы с ребёнком дома для детей от 5 до 7 лет. Именно дидактическая игра может развить познавательную активность ребенка на занятиях по обучению грамоте. К каждой игре даны советы и пояснения для родителей, что делает их партнерами в совместной деятельности с детьми. Я считаем, что совместная работа родителя и ребенка:
Для работы с дидактическими играми родителям необходимо придерживаться данного алгоритма:
Заключение Методическая разработка разработана на основе пособия «Учим ребенка говорить и читать» предназначено для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, которое я использую на занятиях по подготовке и обучению грамоте. В методической разработке представлены теоретическая и практическая части. В теоретическую часть включены: аннотация к содержанию дидактических игр и рекомендации родителям по выполнению заданий. В практической части – дидактические игры, включающие разные упражнения на развития фонематического восприятия и звукового анализа, для совместной работы взрослых с детьми от пяти до семи лет по закреплению пройденных занятий по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС ДО, адресовано родителям и педагогам ДОО. Содержание методической разработки «Логопед спешит на помощь» соответствует современным педагогическим требованиям. Такой подбор игр служит для удобства выполнения домашних заданий с детьми. Педагогические исследования показали, что формирования фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены тем, что данный навык является основным при обучении детей в начальной школе и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в школьное обучение. Дидактические игры, направленные на совершенствование фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, опираются на четкие кинестетические ощущения, что способствует осознанному звучанию речи и является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу служит закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма. Предлагаемый материал дает возможность повысить интерес детей к изучаемым темам, способствует более легкому и быстрому закреплению знаний. Практика использования дидактических игр по развитию фонематичекого слуха и восприятия стала эффективным инструментом взаимодействия педагогов с детьми и родителями в дистанционном формате и показала положительный результат:
- игры способствуют положительному эмоциональному состоянию детей в результате непосредственно образовательной деятельности, необходимому при обучении грамоте, предупреждает дисграфию и дислексию, значительно повысить эффективность работы учителя – логопеда, а также подготовить детей к успешному обучению в школе. Практическая значимость методической разработки заключается в том, что дидактическая игра «Рыбалка», предложенная родителям и педагогам, делают образовательный процесс интересным, познавательным, а главное доступным. Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» теоретически обоснована, интересна по содержанию, красочно оформлена и может быть рекомендована к использованию для педагогов и родителей в совместной деятельности с детьми.
|